|
числом и доблестью воинов своей свиты. К ним направляют посольства, их осыпают
подарками, и часто сама их репутация решает судьбу войны.
Мы узнаём здесь не только прототип феодального барона, но и все элементы
будущего средневекового рыцарства.
Римский историк совершенно справедливо заметил, что вручение оружия
эквивалентно одеванию в тогу свободного римского гражданина, что это ритуал,
обозначающий переход из состояния живущего в семье подростка к взрослому,
общественному состоянию.
В Средние века это будет называться adoubement – словом, происходящим из
германского и обозначающим «ударить»; церемония будет заключаться главным
образом в передаче оружия «крестным» и представлять собой посвящение,
напоминающее жестами и формулировками посвящение в тайны элевсинских мистерий,
культа Митры или масонских лож, а в более общем плане – в профессиональные
братства и корпорации.
Можно полагать, что меч, оружие наступательное, а также шлем, кольчуга и
треугольный щит, оружие оборонительное, – главные элементы этого обряда, но все
совсем не так, и куда более характерными аксессуарами церемонии представляются
шпоры (порой из чистого золота) и перевязь для меча, опоясывающая тело (cingere
aliquem cingula militari), хотя они и кажутся не такими уж необходимыми для
сражающегося. К ним скоро добавятся баня, очистительное омовение в которой
предшествует обряду, и сопровождающие обряд оплеуха или удар по затылку. Уже
очень много сказано о том, что удар наносился с целью заставить посвящаемого
запомнить церемонию до конца своей жизни. Это эвфемистичное объяснение. В
действительности речь идет о финальном жесте, вроде «удара по рукам» при
купле-продаже, или удара мечом плашмя, зафиксированного Ж. Роделем с конца XII
века в героическом эпосе «Саксонцы». Традицию продолжает и удар при вручении
ордена Почетного легиона за военные заслуги. Итак, это был удар ладонью по шее
или по щеке, militaris асара, говорит Лоран Ардрский. Здесь еще нет церковного
влияния: благословения меча, ночного бдения с оружием, предварительного
причастия, моральных норм, предписываемых посвящаемому, но все это вторично. Не
по значению, а по хронологии.
«Преемственность между германским и рыцарским ритуалами не вызывает сомнений»,
– справедливо написал Марк Блок в «Феодальном обществе», но и разница в
характере обоих институтов не менее очевидна. У германцев это правило, у нас –
исключение. Это не переход из одного класса в другой и уж точно не результат
достижения определенного возраста, но выбор, избрание лучшего (то есть упор на
качество, а не на количество) в структуру, которая венчает феодальное общество
и являет собой – особенно на начальном этапе – результат отбора элементов, в
том числе неимущих и даже не благородного происхождения.
Было бы также ошибкой считать, что институт, который уже в XI веке, время, о
котором до нас доходят первые сведения о нем, сразу же появился
сформировавшимся в своих основных чертах, правилах и принципах. Эти правила и
обряды выкристаллизовались постепенно, зачастую уже в ту эпоху, когда рыцарство
клонилось к упадку.
Сначала термин «рыцарь» относился к любому, кто сражался верхом на коне и мог
быть связан юридическими узами с тем, от кого он держал фьеф и кому он был
обязан личной военной службой, но, опосредованно, он мог относиться даже к
королю.
С 1098 года появляется выражение ordonner
[1]
в значении «посвятить» в рыцари, и, что довольно странно, относится оно к
будущему Людовику VI Толстому, которого в рыцари посвятил граф де Понтье, так
же как после битвы при Мариньяно Баярд, рыцарь без страха и упрека, посвятил в
рыцари короля Франциска I. То есть вассал посвящает в рыцари своего юного
сюзерена, что означает, что он является его «крестным», вводя его в общность,
достоинство которой отличается от достоинства носителя наследственной верховной
власти и может быть приобретено лишь в результате кооптации. Точно таков и
прием некоторых монархов XVIII века в масонские ложи. Такова ценность этого
сословия.
Не религиозного, но общественного, который в некоторых аспектах своей жизни
связан с церковью, откуда легкость, с которой после Первого крестового похода
возникнут
духовно-рыцарские ордена:
тамплиеры или госпитальеры, которые под именем мальтийских рыцарей до сих пор
сохраняют свои архаичные церемонии и устаревший ритуал.
Глава 2
ВЛИЯНИЕ ЦЕРКВИ
Самая примечательная черта эволюции рыцарства – это возрастающее влияние на
него церкви. Речь идет не об агрессии, не о подавлении, не об аннексии,
возможно, не о произвольном действии, но и об ответе на призыв, даже не
сформулированный четко.
В глубоко пропитанном христианством обществе всякий институт, будь то
объединение каменщиков-строителей храмов, профессиональные корпорации,
купеческие союзы, ремесленные объединения, созданные под эгидой какого-либо
|
|