|
взрывов. Человек по своей природе, если сравнить его с крупными плотоядными,
был довольно безобидным животным. В таких идиллических условиях драка, скорее
всего, была исключением, чем правилом. Но человек, съев яблоко с древа познания,
развивался, случайно открыл огонь и научился изготавливать простейшие орудия.
Они были еще очень грубыми и неэффективными, но тем не менее дали ему
господствующее положение над животными. У человека появилась возможность
нанести смертельное ранение своему противнику, а запретительный механизм
оказался слишком слабым, чтобы предотвратить насилие. Убийство как способ
проявления силы стало частью человеческого сознания. Драки между отдельными
членами племени вели к беспорядкам внутри данного племени и к вражде между
племенами. Война – искусство массового нападения и обороны – выбралась из ящика
Пандоры и поселилась среди людей.
Вряд ли можно применить термин «боевые действия» к столкновениям первых
пещерных обитателей, но вирус агрессивности уже тогда жил в темных глубинах
человеческих душ. Агрессия и ее противоположность – самозащита являются, как мы
уже отметили, основными инстинктами самосохранения, и, когда возникли и окрепли
примитивные племенные организации, война уверенно подняла свою уродливую голову.
С тех самых пор «недуг принцев» – так назвал войну Эразм Роттердамский – унес
несчетное количество жизней. И гордиться этим достижением у человечества нет
никаких оснований.
Примитивный агрессор довольно скоро понял, что возможность нанесения удара на
расстоянии дает большие преимущества. Так появилась привычка метать предметы с
целью ранить или убить. Метаемые предметы – от камня до баллистической ракеты –
охватывают четыре фазы: ручную, механическую, взрывчатую и термоядерную,
которые тесно ассоциируются с четырьмя периодами военной истории: древность,
Средневековье, современность и будущее. Их невозможно обозначить конкретными
датами, поскольку они не только частично перекрывают друг друга, но даже не
всегда следуют друг за другом в хронологическом порядке. Они всего лишь
определяют степень материального прогресса, достигнутого людьми, использующими
ту или иную технику. Например, Средневековье и механическая эра достигли своего
наивысшего расцвета на берегах Средиземноморья задолго до того, как
Великобритания распростилась с Древним миром и ручной фазой. А после того как
на Западе во весь голос заговорили пушки, отсталые племена еще несколько веков
урегулировали свои конфликты с помощью лука и копий. Однако, оговорив, что даты
относятся только к передовому обществу, напомним, что Древним миром считается
период до 1000 года до н. э., Средневековьем – 1000 год до н. э. – 1400 год н.
э. Именно эти два периода и будут рассмотрены с точки зрения развития военного
искусства.
Военные действия за весьма длительный период своего существования претерпели
фундаментальные изменения, поскольку стратегия, определяющая отдельные операции,
является живым искусством, пребывающим в постоянном движении. В этом ее
отличие от основных принципов войны, которые не меняются никогда. В последние
века результатом этой подвижности стало подавление статичных форм конфликта и
возобладание мобильности как
modus operandi
(способ действия). Поэтому в современном мире отчетливо проявляется тенденция
замены массовых конфронтации полевыми операциями. В период Средневековья почти
исключительно велись только осадные операции, хотя случались и подвижные
сражения, в основном между ордами кочевников. Этот период был классическим
веком осады, когда именно такие операции считались самым эффективным средством,
имеющимся в распоряжении военачальника. Хотя сражение велось на открытом
пространстве, основные черты военной кампании и надежды воюющих сторон
определялись успешным использованием тактики нападения. На сцене появились и
стали активно использоваться военные машины.
Каждый из четырех периодов имеет свои собственные скоординированные методы
нападения и защиты. Использовать фортификационные сооружения одного периода для
защиты от оружия другого периода значило навлечь на себя беду. Доказательством
тому является судьба многих замков в гражданскую войну и нестойкость хрупких
японских домиков при их обстреле зажигательными снарядами.
Следующая таблица отражает эту взаимосвязь более подробно.
Таким образом, военное искусство прошло большой путь от дубинки, камня, пращи,
лука и копья. Как фактор человеческой деятельности оно изменилось до
неузнаваемости, а как метод урегулирования споров вступило в стадию массового
уничтожения. Facilis descensus Averni
[1]
.
Предлагаемая читателю книга рассматривает первые два периода развития военного
искусства. В завершающей главе описываются большие изменения, предшествующие
появлению пороха.
Глава 1
ЛИЧНОЕ ОРУЖИЕ
|
|