|
подобных случаях благородными противниками. Стремясь показать, что судебные
поединки не были исключительной прерогативой знати, автор рассказывает и о
сражениях на дубинах со щитами, практиковавшихся среди представителей
«неблагородных» слоев общества, и приводит, что особенно интересно, репродукцию
1710 года, на которой указывается, что «простолюдинам допустимо сражаться
следующим образом…».
В главе о двуручном мече дословно приводится один из старейших сохранившихся
трактатов о фехтовании — «Использование двуручного меча».
Описание Хаттоном эпохи рыцарства заканчивается рассказом о церемонии
разжалования малодушных представителей знати и рыцарства.
Переходя к эпохе рапиры и сопутствующего ей вооружения, автор знакомит нас с
самой красивой и вместе с тем самой смертоносной системой фехтования.
Приводятся многочисленные примеры вероломных уловок, к которым зачастую
прибегали в ту эпоху для победы в поединке, — уловок как заранее
запланированных, так и случайных. Но, как показывает капитан Хаттон, иногда им
сопутствовали поистине великодушные поступки противников, еще раз доказывающие,
что дух рыцарства не угас с уходом рыцарского века.
И вновь бесконечные, должно быть, усилия автора в поисках примеров применения
всех видов оружия, популярных в эпоху рапиры, — рапир, кинжалов, маленьких
круглых щитов-баклеров, огромных боевых рукавиц, а позже, в переходный период,
— фламбергов и первых малых шпаг — увенчались в итоге успехом.
Раздел об эпохе малой шпаги содержит рассказы о трех величайших мастерах этого
оружия — Сен-Жорже, Эоне де Бомоне и великом Анджело, — а также много других
интересных материалов.
Следующий раздел представляет собой рассказ о соискательских состязаниях и
призовых соревнованиях, о которых широкому читателю мало что известно. Особенно
нова и интересна эта часть его работы для любителей холодного оружия. Его
исследование глубоко и точно, что видно хотя бы по репродукциям множества
древних документов, касающихся обычаев при поединке соискателей званий и
призовых бойцов. Как справедливо отмечает сам автор, следует четко разделять
эти два класса людей: боец-соискатель — это мужчина, чьи действия оцениваются
авторитетным жюри, а призовой боец — это человек любого пола, сражающийся на
публике за деньги.
Появление палаша постепенно приводит нас к XIX веку, где описываются дуэльная
шпага и сабля, а завершает книгу описание сейчас уже устаревших видов
британского спорта — палочных боев, спортивного фехтования и фехтования на
деревянных рапирах.
Капитана Хаттона следует от всей души поблагодарить за создание этой
интереснейшей книги, которой я желаю всяческого успеха и признания у
современного читателя.
Сайрил Г. Р. Мэттью
Предисловие
Холодное оружие, особенно мечи, которые использовали в сражениях в давно
минувшие века, теперь можно увидеть лишь в музеях, да и там на них едва бросают
взгляд как на причудливую древнюю вещицу и не задерживаясь переходят к
восхищению выцветшим гобеленом или любопытной штучкой из финифти.
Но лет десять назад несколько членов Лондонской стрелковой бригады принялись,
под руководством одного энтузиаста-исследователя древних видов оружия и
способов его применения, за изучение древних методик работы мечами,
обнаруженных в старых итальянских и французских — а порой и английских — книгах.
Самыми заметными среди них были: капитан Сайрил Мэттью (в ту пору — младший
полковой офицер, впоследствии завоевавший авторитет в мире литературы своим
восхитительным воспроизведением «Трудов Джорджа Сильвера»), капитаны Стенсон
Куки и Ф.Х. Уиттоу, мистер Е.Д. Джонсон и мистер У.П. Гейт — большинство из них
ныне носят высокие офицерские звания, но на момент начала своих исторических
изысканий это были подростки, им всем не было и двадцати. Однако это
обстоятельство не помешало им достичь такого уровня владения двуручным мечом,
рапирой и всем прочим, чтобы можно было ездить по школам и восхищать мальчишек
показательными боями на исторических видах оружия, поясняя увиденное в ходе
своих же коротких лекций. Особенно значительное впечатление произвело их
представление в Бредфильдском колледже, где на следующий год сценические бои
демонстрировали уже сами учащиеся в школьном амфитеатре — в основном на
шекспировском драматическом материале, вплетая поединки на оружии
елизаветинской эпохи в классическое действие и диалоги.
Слава фехтовальщиков из Лондонской стрелковой бригады проникла за рубеж, и в
1894 году вся команда получила приглашение от брюссельского Cercle d'Escrime
[4]
поучаствовать в грандиозном представлении в Театре де ля Моне — сыграть главные
бойцовские роли в действе под названием «L'Escrime ? travers les Ages»
[5]
, состоявшем из десяти боев в антураже различных периодов эволюции холодного
оружия. Для поднятия интереса публики к каждому эпизоду была написана небольшая
пьеска, главной из которых стал combat aux armes courtoises
|
|