|
людей разные нервные системы, зрение и внешний вид. Кто-то может всадить дюжину
пуль в лезвие шпаги или вогнать их в замочную скважину, а другой и с сотни
попыток не попадет в слона.
Во-вторых, весьма неблагоразумно дать человеку, который уже оскорбил меня,
возможность снова причинить мне урон. Это то же самое, что доверить тысячу
фунтов человеку, который уже скрылся с десятью.
В-третьих, если мой соперник никчемный человек, я подвергну унижению
собственную личность, встав перед дулом его пистолета; если же, наоборот, он
достойный человек, я не хочу мелочно соблюдать все формальности по отношению к
нему, когда он поддался воздействию гневной вспышки.
Дуэль из-за какой-то приватной ссоры настолько противна здравому смыслу, что ее
не было ни у греков, ни у римлян, ни у других цивилизованных народов Античности
[18]
. До правления Генриха VIII о дуэлях на Британских островах не знали. Хотя до
этого времени порой случались публичные бои, которые происходили с разрешения
суда.
Англичане позаимствовали этот обычай у французов, но было бы смешно сохранять
его подобно тому, как продолжать пользоваться подвязками, кринолинами или
другими несообразными уродствами прошлых веков.
На самом деле, если я принимаю участие в дуэли, у меня весьма мало шансов
сохранить свою жизнь. Мистер Гилхрист, современный писатель, упоминает сто
семьдесят две дуэли, в которых шестьдесят три человека были убиты, а девяносто
шесть ранены. В трех случаях погибли оба соперника, а восемнадцать из выживших
были приговорены за то, что преступили закон. В этой отчаянной лотерее
опасности подвергается репутация человека, здоровье или жизнь. Без сомнения, в
тех ста семидесяти двух дуэлях, о которых шла речь, немало прекрасных молодых
людей из-за какой-то порочной женщины или пьяной ссоры расстались с жизнью,
разрушили счастье своих семей.
Пусть даже законы и обычаи открыты для корректировки, не стоит постоянно
исправлять их каждый раз, когда приходится иметь дело с грубостью или
оскорбительным поведением какого-либо лица, – это то же самое, что, пачкая руки,
бросаться грязью в каких-то дурно воспитанных мальчишек, которые отвечают тебе
тем же самым, или прерывать прогулку на хорошем коне, чтобы наказать дворняжку,
которая гавкает на тебя.
Если бы даже я считал, что общество состоит из дураков и сумасшедших или полно
грубых и невоспитанных личностей, я должен был бы снисходительно отнестись к
ним и не давать воли своему темпераменту. «Лучшая месть, – говорит Марк Аврелий
Антоний, – это не быть таким, как они». Возражения, оскорбительные слова,
грубые обращения, которые в основном и служат причиной вызова, бывают или
заслуженными, или нет. Если они заслужены, я должен обижаться на самого себя,
допустившего глупость; я должен признать ошибку и постараться изменить свое
поведение, потому что признание своей оплошности и готовность загладить
нанесенную обиду никого не может унизить, а стремление лишить жизни того, кого
я уже оскорбил, – это предельное варварство
[19]
.
Поскольку такое положение возникает из-за ошибочного понимания ложной и
подлинной чести, имеет смысл разобраться, где берет начало настоящая честь.
Она проистекает из благочестивых и патриотических действий, в ней сказывается
мудрость и мужество тех граждан, чье поведение находит отражение в законах,
морали и религии их страны. Цицерон говорит: «Это общее одобрение порядочных
людей и беспристрастное свидетельство тех, кто умеет правильно понимать, что
такое подлинная добродетель». Платон: «Честь – это поиск и следование тому, что
считается наилучшим, и умение претворять самые плохие вещи в самые лучшие».
Римляне возвели храм чести в пределах храма добродетели, давая понять, что
никто не может войти в первый, если предварительно не войдет в последний.
Интриги или случайность могут лишить хорошего человека полагающегося ему
воздаяния в этом мире, но после кончины от него останется привлекательный
аромат его памяти, и, когда интриган исчезнет с лица земли или случайность
получит исчерпывающее объяснение, будущие поколения воздадут дань уважения его
имени.
Подлинная честь остается неизменной во все времена и не зависит от переменчивой
моды или людского мнения.
Дуэль несовместима с подлинной честью, поскольку противоречит мнениям мудрой и
достойной части человечества, а также законам и религии всех христианских
государств.
Если человеку довелось оказаться среди головорезов (бандитов и тому подобных
мерзавцев), он должен быть готов, что столкнется с их презрением за отказ
драться с соратником, с которым поссорился, но если он предпочитает быть в
цивилизованном обществе, то уважительное и почтительное отношение к законам и
религии его страны не смогут не вызвать иного отношения, кроме как всеобщего
доброго мнения о его поведении.
Великодушие, верность, справедливость и благородство всегда сопутствуют
подлинной чести. Римлянка Лукреция совершила известный поступок (покончила с
собой) после того, как была обесчещена, так и дуэлянт, чтобы избежать обвинения
в трусости, которым его может наделить лишь ничтожная личность, на самом деле
|
|