|
LVIII
Когда ссора завершена, секунданты должны напомнить друзьям и родственникам
участников дуэли, что малейшая нескромность или неосторожность в их разговорах
на эту тему может привести к возобновлению конфликта и фатальному исходу второй
дуэли.
LIX
Когда примирение будет достигнуто или дуэль завершена, дуэлянты должны очень
старательно избегать разговоров на эту тему, в случае необходимости всегда
ссылаясь на секундантов или их письменные свидетельства.
LX
И наконец, по завершении ссоры или окончании дуэли каждая сторона должна
пользоваться равным уважением со стороны другой; ни дуэлянты, ни их секунданты
не могут хвастаться каким-либо триумфом или достигнутым преимуществом; это
ведет к умалению их благородного поведения, которые обязательно должны
присутствовать в делах, касающихся чести. Автор «Дугласа» утверждает:
Самое благородное в мести – это благородство.
А другой умный писатель заметил:
Трусы всегда жестоки; но храбрец
ценит добро и счастлив спасать.
И пусть каждый джентльмен, который ревностно относится к своей чести, заботится,
чтобы не опорочить ее, и всеми силами поддерживает ее; пусть он скажет вместе
с Шериданом: «Чтобы судить о действии, я должен знать его причины» или с
Аддисоном:
Священные узы чести, законы королей,
Благородный ум стремится к совершенству
И укрепляется в нем при встрече.
Джозеф Гамильтон
Аннадейл-коттедж,
близ Дублина
НЕСКОЛЬКО КОРОТКИХ И ПОЛЕЗНЫХ РАЗМЫШЛЕНИЙ О ДУЭЛЯХ
Усвой, смертный, из моих заповедей,
Как укрощать ярость страстей, что тревожат душу.
Так как я не знаю, в какой момент могу получить вызов или оскорбление, и так
как все время готов к такому повороту событий, это должно давать мне
преимущество перед моим противником, и я могу поделиться бесстрастными
соображениями о теме дуэлей, приведя и моменты гневных вспышек, и полезные
советы, как усмирять их.
Адвокаты этого обычая приводят в его защиту утверждение, что оба джентльмена
находятся в равном положении и что в соответствии с понятиями о чести,
принятыми в свете, нельзя ни отказываться от вызова, ни спускать оскорбление
[17]
.
Я убежден, что никто из них не осмелится предположить, что такой подход
совместим с законом, моралью и религией; наоборот, он противоречит им всем, так
же как здравому смыслу и понятию подлинной чести, и об этом надо говорить
неустанно.
Дуэль решительно противоречит здравому смыслу по следующим причинам:
Во-первых, она не может представить соперникам равные возможности, потому что у
|
|