|
статую Черного принца в Кентербери с другими его портретами, где
он изображен без доспехов и видна его борода. поверх нижней или верхней туники.
Если надевались
оба предмета одежды, поясом обычно стягивалась ниж
няя туника (однако гардкорп и гарнаш никогда не стя
гивались на талии). Для пущей безопасности кошелек
и прочее иногда привязывалось к поясу штанов, скры
валось. Надо сказать, что к концу раннего Средневеко
вья меч с гражданским платьем не носили, равно как и
кинжал, так было до XIV века. Даже рыцари редко на
девали оружие с повседневной одеждой
1
. Сюзерены или
их представители в некоторых случаях — например,
заседая в суде — могли пристегивать к поясу меч, но по
большей части держали его в ножнах, как индийский
раджа свою кривую саблю. Меч носили только в случае
необходимости, но и тогда его старались не выставлять
напоказ. За исключениями из правила строго следили
власти. Сумки, варьирующиеся от простых мешков до
чрезвычайно богато украшенных кошельков различ
ного размера, подвешивались к поясу (или, чтобы
скрыть, как мы уже говорили, к поясному шнуру шта
нов) и служили тем же целям, что и нынешние кар
маны. Ювелирные изделия, включая кольца, броши,
пряжки и тому подобное, часто использовались в каче
стве застежек на различных предметах одежды. Знатные
люди часто носили на голове покрытые узорами обручи
из драгоценного металла. Простые или незначительно
украшенные посохи иногда носились как прогулочные
трости. Изредка, начиная с последней трети XII века,
встречается мода на «разрезы», то есть украшение кра
ев одежды разрезами или зубцами. Это скорее герман
ское поветрие и в Англии распространялось только на
подолы нижней и верхней туник, да разве что еще на
ворот капюшона.
1
Распространенное представление о средневековом «сэре» как о
человеке, который все дни напролет проводит вооруженным до зу
бов, и о любом дворянине, ощетинившемся, как еж, оружием, по
добно анатолийским разбойникам, является плодом воображения,
явившимся из рыцарских романов. Женщины
«У королевы Испании нет ног» — эта аксиома цари
ла в изысканном обществе в Средние века и даже по
зднее. В произведениях искусства того времени из-под
платья женщины, имеющей хоть какие-нибудь соци
альные претензии, виднеются лишь кончики ее туфель.
Также средневековой моде неизвестно разделение на
лиф и юбку. За исключением чрезмерно широких ру
кавов, царивших в моде главным образом в первой по
ловине XII века, одежда была красочной, величествен
ной, но простой по крою.
Верхняя одежда. Аналогично нижней и верхней ту
никам у мужчин, в отношении женской одежды я пред
лагаю использовать термины киртл и сюрко. В женской
одежде были приняты основные формы мужских экви
валентов, но с некоторыми модификациями. В рассмат
риваемый период широкое использование получили
пелиссоны. Характерной чертой женской моды в пери
од между 1125 и 1170 годами являются платья, верхняя
часть которых облегала торс, а от бедер юбка складка
ми ниспадала до земли, образуя сзади красивый шлейф
(рис. 8,9) . Представляется сомнительным, чтобы в тот
период существовало что-то похожее на современные
корсеты, хотя существуют явные свидетельства того, что
столь тесное прилегание платья к телу достигалось при
помощи тугой шнуровки, главным образом на спине.
Очевидно, что такие платья шились из высококаче
ственного эластичного материала, по крайней мере
верхняя их часть, соответствующая современному лифу,
похожая, пожалуй, на облегающее безрукавное джерси
1
.
Возможно, что ввиду отсутствия корсета тело под пла
тьем было схвачено тугими повязками (почти хирур
гическими по характеру), которые и создавали эффект
1
Есть исследователи, которые видят в этом одеянии отдельный
предмет одежды, носимый поверх платья, но это всего лишь пред
положение. «Сетчатый» рисунок, так часто изображаемый на лифе,
|
|