Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Эрл Эгертон - Индийское и восточное оружие от державы Маурьев до Империи Великих Моголов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 128
 <<-
 
цветочный узор соответственно серебряными и золотыми 
нитями. Для отделки пороховниц и патронташей исполь-
зуются аналогичные материалы. Бархат, обитый медными 
заклепками, называется «джазерант» и иногда использу-
ется в сочетании с кожей для изготовления доспехов (см. 
№ 573). Лошадиную упряжь также часто отделывают бар-
хатом. Зонт из Бандула, находящийся в коллекции лoрда 
Амхерста, — прекрасный экземпляр изделий подобного 
рода.
Парча. Рукояти мечей и щиты также отделывают пар-
чой или бархатом, расшитым золотыми нитями.
Перья цапли калгхи. Шлемы сикхов украшают одним 
или тремя перьями черной цапли, связанными золотой 
или серебряной проволокой. Такие перья ценятся очень 
высоко, так как в каждом крыле этой цапли можно най-
ти лишь одно такое перо.
Перья павлина. Павлин считается священной птицей 
бога войны, и раджпуты часто используют его перья для 
украшения своих тюрбанов.
Существует несколько способов художественного офор-
мления оружия, которые заслуживают особого внимания:
1. «Кофтгари». Вначале на поверхность клинка или дру-
гой части изделия наносятся четкие глубокие штрихи на 
том месте, где будет узор, который затем прочерчивается 
иглой. Узор гравируется хорошо заточенным инструмен-
том, который называется «шерма». Все, что для этого тре-
буется, — самые простые инструменты: чекан, игла и мо-
лоток. Туземный мастер начинает свою работу с того, что 
берет конец намотанной на катушку очень мягкой золотой 
проволоки и ударами молотка по чекану быстро вбивает ее 
в шероховатую поверхность канавки узора, следуя за его КАТАЛОГ ИНДИЙСКОГО 
ОРУЖИЯ
115
контурами. По мере необходимости он сги-
бает проволоку в разных направлениях, пока 
весь орнамент не заполнится золотом. После 
этого изделие по мещают в печь и нагревают 
до необходимой температуры. Затем его шли-
фуют агатовым порошком, мохари, и очища-
ют лимонным соком. Золото плотно соеди-
няется с  поверхностью изделия, и потому 
орнамент сохраняется очень долго.
2. Техника эмали. Искусство эмали извест-
но с глубокой древности. Доктор Бердвуд 
предполагает, что первоначально оно воз-
никло в Туране и должно было сохраниться 
в Южной Индии. Однако это искусство об-
наружено сейчас и в Северной Индии (куда, 
как и в Китай, его принесли мусульмане), 
где оно достигло высокой степени совер-
шенства. Однако если китайские эмали бо-
лее всего тяготеют к арабскому искусству, то 
индийская традиция может уходить своими 
корнями в Персию. Существуют различные 
виды эмали, но в качестве основы обычно 
используется серебряная, золотая или мед-
ная поверхность. Лучшие образцы эмали 
найдены в Кашмире и на севе ро:западе Индии, в Дели, 
Лахоре и в Синде (иллюстрация XII, № 721, 729), а также 
в Джайпуре. Индийская эмаль не похожа на китайские 
или японские «перегородчатые эмали» — это так назы-
ваемая «выемчатая эмаль». Если китайская эмаль редко 
бывает чисто-белой, то произведения мастеров из Джай-
пура отличаются ослепительной белизной. В качестве ха-
рактерного примера можно упомянуть «анкус», пред-
ставленный махараджей Джайпура на Венской выставке 
1873 года. К сожалению, производство этой прекрасной 
эмали теперь строго ограничено, и вся изготовленная 
продукция становится собственностью государства, кото-
рое щедро платит за нее. Искусство эмали в других частях 
Рис. 14. 
Вышивка 
золотом на 
бархатных 
ножнах 
(коллекция 
Эгертона)ЭРЛ ЭГЕРТОН. ИНДИЙСКОЕ И ВОСТОЧНОЕ ОРУЖИЕ
116
Индии не достигло такого совершенства, как в Джайпуре, 
но иногда и там встречаются красивые экземпляры, о чем 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 128
 <<-