|
южноиндийских ножах, а
также использовалась для
изготовления цепей и кис-
точек, свисающих с руко-
ятки.
в) Для чеканных рель-
ефных изображений, таких
как на ножнах эмира Син-
да, и на застежках поясов
для мечей.
г) Для рельефных изде-
лий, в которых форма для
Рис. 12.
Короткий меч
с железной
рукоятью Рис. 11. Меч с
рапирным клин-
ком и ру коятью в
стиле «индийская
корзина» (коллек-
ция Эгертона)ЭРЛ ЭГЕРТОН. ИНДИЙСКОЕ И ВОСТОЧНОЕ ОРУЖИЕ
110
украшения отчасти заполняется лаком, а узор чеканится
на поверхности.
Медь используется в качестве основы для некоторых
эмалей, а также для изготовления рукоятей.
Бронза. Рукояти «пата», мечей с латной рукавицей,
иногда покрывают бронзой, а затем серебрят; рукояти ме-
чей делают из высококачественной бронзы или покрывают
бронзой. Один из мечей коллекции Эгертона украшен
изображениями двух львов, являющихся частью рукояти,
а их соединенные хвосты поддерживают клинок.
Золото. Деревянная рукоять ритуального топора из
коллекции Эгертона оправлена пластинами чистого зо-
лота и бархатом.
Крепления ножен меча раджи раджпутов с рифлеными
краями изготовлены из чистого золота с рельефными
цветочными узорами. Золото — металл мягкий и гибкий,
поэтому оно не выдерживало длительного использования.
Малайские ножи и ножи из Суматры также богато по-
крыты золотом изысканной филигранной работы. Креп-
ления из чистого золота (№ 331 — превосходная работа
непальских мастеров).
Эмаль. Крепления самых лучших мечей, включая по-
яса для них и застежки, покрытые эмалью, изготовлены
в Дели, Кота, Джайпуре, Партабгархе, в Синде и Персии.
Рукояти персидских мечей часто заканчиваются резными
серебряными навершиями в виде головы дракона, барана
или тигра, инкрустированными синей и зеленой эмалью.
Меч, принадлежавший Надир:шаху, украшен зелеными,
желтыми и пурпурными цветами и птицами. Более позд-
ние и более красочные персидские эмали безвкусно на-
носятся на медную основу, покрытую белой эмалью, что
часто используется для украшения современных кинжа-
лов. Индийскую эмаль с богатым цветочным узором на
голубом фоне, во многом напоминающую персидскую,
можно встретить в Синде. Делийская и джайпурская эма-
ли обычно красного цвета, с яркими цветами и зелеными
листьями на белом фоне. В Виндзорской коллекции на-КАТАЛОГ ИНДИЙСКОГО ОРУЖИЯ
111
ходится меч из Партабгарха с оправой, украшенной зеле-
ной эмалью.
Драгоценные камни. Драгоценные камни ценятся за бо-
гатство красок, поэтому изумруды, рубины и алмазы часто
вставляются в эмали или нефрит для создания цветочного
узора. Блеск эмали и белизна нефрита хорошо оттеняют их
цвета. Кинжал из Британского музея, который некогда
принадлежал Хендерсону, инкрустирован алмазами, руби-
нами и изумрудами (рис. 13, 1). В коллекции ее величест-
ва в Виндзоре хранится рукоять меча, подаренного лордом
Мойра. Ее навершие выполнено в виде золотой, покрытой
белой эмалью головы попугая, которая украшена драго-
ценными камнями и алмазами. В клюве попугай держит
кисточку из жемчуга и изумрудов.
Нефрит. Рукояти и оправы ножен кинжалов часто из-
готовлялись из белого или зеленого нефрита, инкрусти-
рованного драгоценными камнями (рис. 13, 1). Навершия
рукоятей, нередко имеющих форму пистолета, заканчива-
ются изображениями головы лошади или цветка лотоса.
Яшма, моржовая кость, слоновая кость (белая или с зе-
|
|