|
рабатывает внешнюю поверхность. После того как оп-
ределяется форма приклада и древесина, из которой его
изготовят, ствол снова несут его величеству. На этом эта-
пе убираются пометки, обозначающие вес сырого и вы-
плавленного железа, а на их месте наносятся имя изгото-
вителя, место изготовления, а также месяц и год.
Затем изготавливаются спусковой механизм, шомпол
и запал, и изделие вновь испытывается. Если испытания
проходят успешно, мушкет вновь несут во дворец вместе
с пятью шарами. На этой стадии его называют «садах»
(или «равнина»). Затем определяют цвет мушкета. Для
этой цели используется всего девять цветов. Оружие от-
личается также по количеству использованного для инк-
рустации золота, эмали, а также по цвету ствола. Окра-
шенное изделие называют «рангин».
Мушкет вновь отправляют в царский дворец еще с пя-
тью шарами. Его величество стреляет из него четыре раза ЭРЛ ЭГЕРТОН. ИНДИЙСКОЕ
И ВОСТОЧНОЕ ОРУЖИЕ
108
и возвращает назад с пятым шаром. Когда набирается де-
сять изготовленных таким образом мушкетов, мастерам
приказывают инкрустировать золотом торцы прикладов,
а затем их посылают в царский дворец. Полностью гото-
вые мушкеты передают на попечение челяди или рабов.
«Бандуки» прежде полировались вручную, но его ве-
личество изобрел шлифовальный круг, вращающийся с
помощью одного вола, который полирует 16 мушкетов за
очень короткое время.
Из тысяч мушкетов, которые были либо куплены, либо
изготовлены в царских мастерских или же получены в
качестве подарков, его величество выбрал 105 мушкетов
для личного пользования. Он стреляет каждый день и,
воспользовавшись одним из мушкетов четыре раза, ме-
няет его на другой. Двенадцать из них носят названия
соответствующих месяцев, так что каждым он пользуется
только один раз в год; тридцать других меняются каждую
неделю, тридцать два используются им поочередно каж-
дый день месяца по солнечному календарю, а оставший-
ся тридцать один день предназначен для «котала».
Для художественного оформления оружия и его сна-
ряжения используются следующие материалы:
Железо. Рукояти самого древнего оружия, найденного в
Южной Индии (рис. 11 и 12), так же как и в Непале, изго-
товлены из кованого железа. Таким же образом изготовле-
ны и кольца на навершиях мечей наиров (рис. 18).
Сталь. Иногда оружие вместе с рукоятью изготавли-
валось из цельного куска стали. При изготовлении кин-
жалов маратхов, особенно «катаров», использовалась
ковка, а в Южной Индии — перфорация стали (иллюст-
рация V). Орнамент выполнен в высоком рельефе.
Инкрустация стали:
А. Серебряным или золотым листом, узор иногда об-
разован сталью на золотой поверхности или, что более
принято, наоборот.КАТАЛОГ ИНДИЙСКОГО ОРУЖИЯ
109
Б. Серебряной или золотой проволокой.
Латунь. Рукояти ножей мoплахов (№ 119—122), укра-
шены латунью. Иногда, как на ножах из Южной Индии
(№ 100), они инкрустированы серебром. Цветочный ор-
намент и бляшки стального двуручного меча из коллек-
ции Эгертона латунные, а латная рукавица другого меча
выполнена из латуни с рельефной резьбой.
Черный металл. Инкрустировался серебром или белым
металлом (техника «бидри»). Иногда цветочный узор вы-
полнялся в высоком рельефе по серебру на черном фоне
(как, например, на мусульманском мече из Центральной
Индии, хранящемся в кол-
лекции Эгертона).
Серебро. a) Гравировка
на рукоятях мечей и «ката-
ров»; иногда контуры ор-
намента обозначены только
пунктиром, особенно в ра-
ботах делийских мастеров
этого столетия.
б) Серебряная проволо-
ка обматывалась вокруг ру-
коятки оружия, — как, на-
пример, на сингальских,
бирманских, малайских и
|
|