|
Бэндлер и Гриндер могли бы указать на то, что в этом рассказе Эриксон меняет
"системы репрезентации". Пациентка начинает говорить в терминах кинестетической
системы, утверждая, что она предпочитает оставаться в Фениксе и ненавидеть свое
пребывание в этом городе. Эриксон переключает ее на зрительную репрезентативную
систему, используя в качестве моста ее любопытство. Он переключает ее с
ненависти на любопытство, уменьшая тем самым силу ненависти. Затем он находит
для любопытства визуальный объект. Так, шаг за шагом, он переходит от
кинестетической системы к зрительной.
Несмотря на то, что сам Эрике о н не мог оценить цвет - он страдал цветовой
слепотой - он пользовался цветом так же, как звуком и стихами (которых он также
не мог оценить, поскольку был глух к изменению частот звука и был лишен чувства
ритма), поскольку знал, что люди могут оценить и то, и другое. Джеффри Зайг
указывал, что, побуждая пациента преодолеть ограничения и превзойти себя,
Эриксон подталкивает пациента к тому, чтобы он "обошел" его самого. Это хороший
способ показать индивидуальные различия. А также если данный конкретный пациент
принадлежит к типу людей, во всем стремящихся быть первыми, само это стремление
может быть усилено.
У пациента может оказаться то, чего нет даже у самого Эриксона.
По скользкому льду.
Во время войны я работал в призывной колесил в Детройте. Однажды я шел на
работу и увидел фронтовика на протезе, который стоял перед участком скользкого
льда, через который ему нужно было пройти, и с подозрением присматривался к
нему, справедливо полагая, что скорее всего он на этом участке упадет.
"Лед очень скользкий, - сказал я ему, - оставайтесь на месте. Я сейчас подойду
и научу вас ходить по скользкому льду".
Он видел, что я хромаю и понял, что я знаю, о чем говорю. Он посмотрел, как я
шел по скользкому льду, и спросил: "Как вы это делаете?"
Я сказал: "Я не буду рассказывать. Я научу вас. Закройте глаза". Я развернул
его и провел взад-вперед по свободному от льда участку. Я водил его туда-сюда,
меняя длину пути, пока не увидел его полное замешательство. Наконец, я провел
его прямо через участок скользкого льда.
Я сказал: "Откройте глаза". Он спросил: "А где этот скользкий лед?" Я сказал:
"Он остался позади". Он сказал: "Как я перешел через него?" Я сказал: "Теперь
вы можете понять. Вы шли, как будто по чистому асфальту. Когда вы пытаетесь
ходить по льду, то обычно напрягаете мышцы, готовясь к падению. У вас
формируется психологическая установка. И поэтому вы поскальзываетесь.
Если вы не будете смещать центр тяжести, как вы не смещаете его на твердом
асфальте, то вы не поскользнетесь. Поскальзываются потому, что смещают центр
тяжести и потому, что напрягаются".
Мне потребовалось много времени, чтобы выяснить это. Вам никогда не приходилось
много раз входить в комнату, которая на одну ступеньку выше коридора? Это
ужасная скачка! А если много раз проделывать обратный путь, то можно сломать
ногу. И, тем не менее, вы совершенно не осознаете эту установку.
В данном случае Эриксон демонстрирует классический способ, с помощью которого
можно помочь человеку выйти из сферы действия фиксированной психологической
установки. Первым делом нужно сбить его с толку. А затем, пока он еще не пришел
в себя, провести через препятствие и, таким образом, дать человеку возможность
испытать чувство успеха. Конечно, в данном случае чувство успеха пришло тогда,
когда инвалид не смог отреагировать напряженностью, то есть в рамках своей
обычной психологической установки. Старая установка заменяется новой. Пациент
уверен, что он может пройти по скользкому льду. И теперь он подходит к
"скользким" ситуациям, не перенося на них страх, связанный с прошлым
"падениями".
Иногда бывает важно, чтобы пациент не пользовался уже имеющимися знаниями или
своими обычными каналами восприятия. Поэтому Эриксон просит человека закрыть
глаза. И перестав видеть, он оказывается в состоянии справиться с задачей.
Зрение вызывало у него кинестетическую реакцию, которая заставляла его принять
неверную установку.
Эриксон любил показывать, что такое гипнотическая концентрация, задавая людям
вопрос: "Если бы я положил на пол доску шириной в один фут и длиной в пятьдесят
футов, было бы вам трудно пройти по ней?" Конечно, отвечали, что нет. Тогда он
добавлял: "А какова была бы ваша реакция, если бы я положил ту же самую доску,
шириной в один фут и длиной в пятьдесят футов, между двумя зданиями на высоте
пятидесятого этажа?" И снова, в данном примере зрительные ощущения связаны с
кинестетической установкой, которая заставит большинство людей утратить чувство
безопасности. Чтобы справиться с такой задачей, как и с хождением по канату,
может быть, важно не пользоваться тем, что вы имеете - а именно, зрением (или
воображением).
Индейцы Тарахумара.
Индейцы Тарахумара с юго-запада Чихуаха могут пробежать сотню миль - при этом у
них не повышается давление и не меняется пульс. Один предприниматель взял
несколько таких бегунов на сотню миль в Амстердам, на Олимпийские игры 1928
года. Они даже не заняли никакого места. И все потому, что они считали, что
двадцать пять миль, это не расстояние, а состояние - это когда вы начинаете
разогреваться. Никто не объяснил им, что нужно пробежать именно расстояние в
двадцать пять миль.
Я иногда вспоминаю эту историю, когда сталкиваюсь с трудной задачей, когда пишу,
когда мастерю что-нибудь по дому, когда трудности ставят меня в тупик или
когда я самым натуральным образом задыхаюсь от тряски в пути. Тогда ко мне на
ум приходит фраза: "Сейчас я только начинаю разогреваться". Обычно после этого
|
|