|
такого, что унизило бы ее. Следовательно, испытуемая не имела никакого
представления о том, что ее ждет.
Когда ее провели через боковую дверь на встречу с автором, они молча взглянули
друг на друга, а затем автор быстро пошел ей навстречу и, улыбаясь, протянул
правую руку, и она протянула свою. Он медленно пожал ее руку, пристально глядя
ей в глаза, она так же пристально смотрела на автора, и постепенно улыбка сошла
с его лица. Отпуская руку испытуемой, он проделывал это достаточно
неопределенно: то медленно убирал свою руку, то слегка увеличивал давление на
ее руку сначала большим пальцем, потом мизинцем, а затем средним пальцем, как
будто колеблясь, а потом незаметно отпустил руку испытуемой, так что она четко
не могла осознать, когда он освободил ее руку или какой части руки он касался в
последний момент. В то же время автор медленно изменил фокус своих глаз, тем
самым давая ей еле заметное указание на то, что он, кажется, смотрит не на ее
глаза, а сквозь них, на какое-то расстояние. Зрачки ее глаз медленно
расширились, и, когда это произошло, автор мягко отпустил руку испытуемой,
окончательно оставив ее висеть в воздухе, в каталептическом положении. Легким
нажатием на ладонь женщины он немного поднял ее руку вверх. Потом была
продемонстрирована каталепсия и в другой руке, а испытуемая оставалась стоять,
пристально глядя перед собой, не мигая. Автор медленно закрыл глаза, и она
повторила это движение. Он тут же открыл глаза, встал у женщины за спиной и
начал объяснять, что сделал, по-английски, так как большая часть слушателей
знала английский довольно хорошо. При этом испытуемая не вздрогнула, казалось,
она не слышит автора. Он легко коснулся ее лодыжки и поднял ее ногу вверх,
оставив женщину стоять в оцепенении на одной ноге. Один из врачей, знавший, что
автор немного знает немецкий, вытянул вперед сжатый кулак, разжал пальцы и
сказал полувопросительно: "Глаза!". Автор легко коснулся закрытых век
испытуемой и слегка нажал на них, приподнимая. Она медленно открыла глаза и
поглядела на автора: зрачки по-прежнему оставались расширенными. Автор показал
пальцем на свои ноги, потом на ее оцепеневшую, поднятую ногу, и сделал движение
вниз. Она нахмурилась, недоуменно разглядывая обе руки и ногу в поднятом
положении. Потом испытуемая улыбнулась, встретив взгляд автора, направленный
только на ее ногу, и опустила ногу на пол, как показалось автору, с выражением
легкого замешательства и недоумения. Каталепсия рук осталась без изменения.
Некоторые из врачей окликали испытуемую по имени и пытались заговорить с ней
по-испански. Она лишь внимательно взглянула на автора, никак не реагируя на
окружающих и не обращая никакого внимания на положение своих рук.
Автора спросили по-английски, сможет ли испытуемая видеть слушателей, так как
было очевидно, что она их не слышит. Автор поднял ее руки еще выше, потом
опустил вниз, скрестил их, а она в это время внимательно следила то за ними, то
за взглядом автора. Потом он показал сначала на свои, потом на ее глаза, близко
поднеся к ним свои пальцы, сделал правой рукой безнадежный жест, придав своему
лицу удивленное выражение; при этом он стоял лицом к публике и всей своей
пантомимой хотел показать, что никого перед собой не видит. Испытуемая сделала
то же, выразила удивление, а потом спросила по-испански: "Где они все? Ведь
здесь должны быть врачи". (Это автору сказали позже.) Некоторые из докторов
пытались переубедить ее, но она оставалась испуганной.
Автор решил привлечь внимание испытуемой, поднеся пальцы своих рук близко к ее
глазам, потом к своим; затем он поднял ее руку и с довольной улыбкой взглянул
на кольцо на ее руке, как бы восхищаясь им. Ее испуг явно пропал.
Один из слушателей спросил, как испытуемую разбудят. Автор показал ей секундную
стрелку на своих часах, отметил десять секунд и синхронно с движением секундной
стрелки начал покачивать пальцем. Она внимательно следила за автором. Потом он
заставил ее пристально следить за тем, как закрывались его глаза, отсчитал
десять секунд и открыл глаза, резко вскинув голову вверх. Потом автор улыбнулся
и кивком головы и движением руки показал испытуемой, что она должна сделать то
же самое. Когда она это сделала, автор быстро отступил назад, и, открыв глаза,
женщина увидела его в дальнем конце сцены. Он быстрым шагом пошел ей навстречу
и с довольной улыбкой протянул руку, здороваясь. Это было сделано так же, как и
в начале, когда автор только встречался с испытуемой, и она сразу же проснулась,
поздоровалась за руку, внимательно оглядев автора. Он поклонился и сказал:
"Большое вам спасибо, я очень признателен", как бы отпуская ее. Один из
докторов перевел ей эти слова; автор снова повторил их и снова попрощался с ней
за руку. Женщина была явно дезориентирована, потом один из слушателей сказал ей,
что она может идти. Она вышла из комнаты, как показалось автору, в полном
замешательстве.
Позже автору сообщили, что у этой женщины произошла полная потеря памяти
относительно всего опыта, и она выразила удивление по поводу отказа автора от
ее услуг. Она также сказала, что не верит в гипноз, но добровольно вызвалась
быть объектом эксперимента. Ее быстро удалось ввести в состояние глубокого
транса, в котором она вспомнила все события гипнотического сеанса, включая и
"уход всех слушателей" (отрицательная галлюцинация), и свое "удивление", когда
ее отпустили. Однако после выхода из состояния транса у женщины снова развилась
полная амнезия относительно обоих трансов. Впоследствии участники того семинара
часто использовали ее в качестве ассистента и испытуемой.
Второе неожиданное, чисто пантомимное наведение транса было произведено в
январе 1961 года во время поездки в Каракас. Автора пригласили в госпиталь, где
на импровизированной конференции попросили выступить с докладом о применении
гипноза в акушерстве. Когда автор рассказывал о гипнотических явлениях, один из
слушателей предложил ему наглядно показать опыт с гипнозом. Помня о своем
эксперименте в Мехико, автор предложил выбрать для опыта молодую женщину,
|
|