Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: НЛП и DHE :: Милтон Эриксон :: Милтон Эриксон - Психотерапевтические этюды.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 200
 <<-
 
на создание состояния транса. В описанном выше примере желание испытуемой, 
чтобы автор потерпел неудачу, перешло в речедвигательную деятельность, которая 
постепенно дала множество гипнотических переживаний. Эти переживания были прямо 
или косвенно вызваны речедвигательными реакциями. Их увенчал успех, принесший 
удовольствие, как испытуемой, так и врачу.
Если бы в этом случае мы попытались использовать директивные методы наведения 
транса, то такая попытка закончилась бы неудачей. Наш успех был связан с тем, 
что целью эксперимента было не доказать мастерство автора, а дать испытуемой 
ясное представление о природе гипноза и о характере проводимых исследований.
Мы уделили достаточно много внимания общим принципам наведения глубокого транса.
 Теперь дадим краткое описание некоторых частных методов гипноза, которые 
обычно приводят к успеху. Из-за недостатка места многие детали приемов, которые 
в каждом отдельном случае могут меняться, здесь опущены.





Метод путаницы



Этим методом пользуются для того, чтобы вызвать определенные гипнотические 
явления, а также для индукции глубокого транса. Прибегать к нему лучше всего, 
когда имеешь дело с высокообразованными людьми, проявляющими интерес к гипнозу, 
или с теми, кто выказывает нежелание подвергнуться гипнозу, а на самом деле 
подсознательно очень этого хочет.
Суть метода заключается в том, что делается ряд противоречивых, 
взаимоисключающих, разнонаправленных, отличающихся по форме внушений, требующих 
от испытуемого постоянного переключения внимания. Если, например, испытуемому 
делают внушение поднять руку, его выразительно просят поднять правую руку и не 
двигать левой. Когда врач, повторяя внушение, просит поднять левую руку и не 
шевелить правой, испытуемый приходит к мысли, что врач не следит за своими 
словами. Когда испытуемый окончательно убеждается в том, что врач что-то путает,
 он, сам того не подозревая, начинает сотрудничать с ним. В этот момент можно и 
вовсе запутать пациента, требуя, чтобы он, не двигая руками, в то же время одну 
поднял, а другой давил вниз. После этого можно вернуться к первоначальному 
требованию.
Движимый желанием сотрудничать с врачом, который явно не следит за своей речью, 
испытуемый старается разобраться в этом хаосе путаных требований и приходит в 
такое замешательство, что рад любому разумному предложению, лишь бы выбраться 
из этой утомительной и запутанной ситуации. Приказы надо отдавать быстро, 
решительно и уверенно, не позволяя испытуемому опомниться и хоть как-то их 
упорядочить. В лучшем случае он может пытаться приспособиться к этой 
неразберихе и признать, что в этом потоке нелепостей есть какой-то смысл.
Метод этот можно несколько видоизменить. В состоянии транса испытуемого можно 
без конца путать: какую руку поднять, какой двигать быстрее, а какую отводить в 
сторону, какую задерживать, а какой продолжать двигать, и в каком направлении. 
И так до тех пор, пока не станет ясно, что он готов выполнить любое требование, 
лишь бы прекратилась эта путаница.
Метод путаницы оказался чрезвычайно эффективен при внушении глубокой амнезии и 
возврате испытуемого в разные периоды его прошлой жизни. При этом можно 
ссылаться на ежедневные события, которые так знакомы каждому. Если испытуемого 
необходимо вернуть в пережитое в прошлом, начинать нужно с житейских 
рассуждений о том, как легко мы путаем дни недели, как часто думаем, что 
свидание, на которое мы должны были прийти вчера, назначено на завтра, и как 
часто помечаем свои письма прошлым годом, а не нынешним. Если испытуемый 
соглашается и дает понять, что, действительно, у него тоже так бывает, то 
продолжают рассуждать таким образом: сегодня, скажем, вторник, а можно думать, 
что четверг, но поскольку сегодня среда и поскольку в данной ситуации вообще не 
имеет значения, среда сегодня или понедельник, то ничто не мешает нам живо 
вспомнить одно приключение, которое мы пережили неделю назад в понедельник, 
точь-в-точь такое, какое мы пережили в прошлую среду. Оно в свою очередь 
напомнило о событии, которое испытуемый пережил в свой день рождения в 1948 
году, и в то время он мог только гадать, а не знать в точности, что произойдет 
с ним на дне рождения в 1949 году, и уж тем более -- на дне его рождения в 1950 
году, поскольку эти дни еще не наступили. А раз они еще не наступили, то у него,
 живущего в 1948 году, не может быть о них никаких воспоминаний.
Прислушиваясь к этим рассуждениям, испытуемый может считать, что в них есть 
какой-то смысл. Однако чтобы прояснить смысл этого, он обратится к событиям 
своего дня рождения в 1948 году, а для этого ему нужно отключиться от событий 
1949 и 1950 годов. Но едва ход его мыслей принимает такое направление, ему 
выдается новая порция рассуждении о том, что человек одно помнит, другое 
забывает, что часто забываются вещи, о которых, мы были уверены, будем помнить 
всю жизнь; что произошедшее с нами в детстве встает в памяти живей, чем 
случившееся в 1947, 1946 и 1945 годах; буквально каждый день мы забываем 
что-нибудь пережитое в текущем году, или в прошлом году, или в 1945, 1944 годах,
 а тем более в 1942, 1941 и 1940 годах. А из того, что произошло в 1935 году, 
помнится лишь отдельное, а по мере того, как уходит время, забудется еще многое.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 200
 <<-