|
долго не вспоминал… Ты можешь продолжать вспоминать… и удерживать эти приятные
воспоминания ушедших дней, которые ты вспомнил, что их можно вспоминать… так
долго, как хочешь… Они теперь всегда внутри… и завтра… и сегодня… всегда с
тобой… Так долго, как хочешь…
Теперь продолжай отслеживать и анализировать, но и получать удовольствие от
этого чувства, что все от себя отпускаешь… как катушка или клубок ниток… когда
он раскручивается, как узор на ковре… когда потянешь за ниточку и он начинает
распускаться… Он начинает распускаться и изменяться… изменяться… вот так… а
теперь можно потянуть за другую ниточку, и он изменится… и еще раз… и опять
изменится… и еще кусочек узора растаял… И ты опускаешься еще чуть глубже… еще
один момент… только один момент, чтобы по-настоящему расслабиться и войти еще
глубже, как ты хочешь… глубже, чем ты думал… глубже, чем ты даже можешь войти…
еще немного… Хорошо…
Можно пойти через эту глубину… прислушиваясь, но не слыша, и слыша, но не
прислушиваясь… и знать, не понимая… и понимать, не зная… Хорошо…
Может быть, какие-то тридцать секунд времени, а больше времени вам внутри и не
понадобится… чтобы собраться… понять… вспомнить… чтобы переструктурировать…
сделать все, что нужно сделать… чтобы получить еще больше удовольствия… только
на тридцать секунд времени, начиная с этой секунды…
И теперь прошли тридцать секунд нашего времени… и это все… больше вам и не
нужно… они ушли в прошлое и остались в настоящем и уйдут в будущее…
…И теперь я хочу, чтобы вы взяли все то, чему научились, чтобы это осталось в
вашем сознании так, чтобы вы могли легко к этому вернуться… может быть, как в
каталожных ящичках или письменном столе или компьютере вашего сознания… но
чтобы оно там сохранилось и чтобы вы могли это запросто оттуда доставать… все
легче и легче… А теперь надо сложить пуховую перину, чтобы можно было опять ею
воспользоваться и вспомнить…
А теперь мы осознаем происходящее в комнате и чувствуем разницу в своем
дыхании… и людей, которые находятся в этой комнате, и звук моего голоса…
Возвращаемся …
Начинаем возвращаться… Очень трудно отпустить это от себя… и хочется свое
ощущение сохранить подольше, и трудно бывает возвращаться, настолько там было
хорошо… Вы полностью вернулись… Замечательно… Все в порядке…
(Участники демонстрации отмечают тяжелое тело и легкие руки.)
Вы теперь знаете, как входить в транс, не правда ли? И можете туда вернуться
легко и без усилий? (держит за руку Алексея, менее опытного пациента).
Вернуться очень легко, и каждый раз все лучше и лучше… И лучше, и быстрее, и
легче… Это очень просто… Запомнить, как это ощущается… Когда рука вот так
опускается, ты выходишь из транса… И это очень просто… Это все, что нужно… Все,
что нужно сделать, — это постараться не улыбаться…
Принципы построения транса
Алексей и Виктор замечательно справились с задачей, и сейчас мы поговорим об
этом. Прежде всего хочу отметить, что пациент не обязательно должен меня
слушать. Никогда нельзя узнать о человеке все, и можно произнести то, что не
соответствует его опыту. Поэтому я и сказала, что мой голос обтекает их, как
вода обтекает камни на пляже. Кроме того, в этой фразе заключена метафора: они
сильны, они — камни, а я — вода и не могу по-настоящему что-то для них изменить,
сдвинуть их. Это очень наглядный образ, не правда ли? Наверное, все видели,
как вода бьется о камни.
В сущности, я говорю о тяжести их ног на полу или рук на коленях и о том, как
ощущается тепло рук через ткань одежды, для того чтобы они выбрали, на чем
сфокусироваться.
Один из важнейших моментов в гипнозе, которым папа нас научил, — это управление
болью. Транс всегда должен идти на пользу пациенту и, конечно, очень полезно
уметь управлять болью — анестезировать. Наиболее простой способ научиться этому
— создать «перчаточную» анестезию в руке. В дальнейшем мы еще будем этим
заниматься. Поэтому при наведении транса я предпочитаю приподнимать кисть
пациента, создавая необычные ощущения, помогающие перейти к следующему шагу.
После этого я предоставляю на выбор чувства и ощущения: мне, например, нравится
плавать. Это вызывает много кинестетических ощущений. Это можно и видеть, и
воображать, и чувствовать, и вспоминать. А вспомните образ большого, белого и
пушистого облака, в которое вы немножко проваливаетесь. Практически каждый
ребенок хоть однажды задумывался, какое будет ощущение, если он заберется на
облако и поплывет. Каждый раз, когда пациент ярко и полно восстанавливает для
себя детские воспоминания, появляется отличная возможность для наведения транса.
Следующий чудесный образ — мягкая перина или пушистое одеяло в красивом
шелковом чехле, очень легкие, уютные, создающие ощущение комфорта и
безопасности.
Наведению транса способствует постепенное сужение поля внимания пациента так,
как это происходит дальше: «Многие люди любят парить или плавать, некоторые
любят заворачиваться в перину или пуховое одеяло, я люблю …. а это — перина
вашего любимого цвета». Я пошла от широкого, сузила, сфокусировала и «отдала»
это пациенту. И я никогда не спрашиваю, есть ли у него такая перина и какого
она цвета, потому что хочу подчеркнуть безопасную интимность транса. Если во
время транса у нас сложилось ощущение совместности, то я хочу, чтобы пациент
|
|