|
конкретно осуществляется данный процесс.
После того как мы пришли к пониманию, что люди отличаются друг от друга
способами обработки и сортировки информации, нам необходимо апробировать эти
различные стили. Таким образом мы научимся признавать и обосновывать различные
метапрограммы, которые обнаруживаем у других людей. Соответственно,
существующие различия перестанут нас шокировать и у нас отпадет необходимость
вести с ними борьбу. Затем мы можем воспользоваться базовым коммуникативным
паттерном подстройки и ведения в ситуации, когда мы слушаем людей и общаемся с
ними. Поскольку мы принимаем во внимание различные метапрограммы и объединяем
их с нашими собственными, то скорее будем пользоваться ими, чем вести споры по
их поводу.
Афоризм Кожибски (Korzybski, 1933/1934): «Карта — не тер-, ритория» дает нам
возможность разграничить два аспекта реалья ности, в которой мы все живем:
аспект внешней реальности (мир проявленной энергии) и аспект внутренней
реальности (присущ
Глава 2. Метапрограммы для понимания людей 55
щие людям субъективные мысли и эмоции, убеждения, ценности
и т. д.).
Мы живем в очень сложно устроенном мире. Чтобы совладать с ним, мы опускаем
(игнорируем) сотни тысяч стимулов. Мы обобщаем стимулы, которые превращаем в
общие категории, и мы искажаем другие стимулы, создавая наш собственный
внутренний мир — наши представления. Эти три процесса (опущение, обобщение и
искажение) происходят как на сенсорном уровне (что именно мы ощущаем), так и на
лингвистическом (как мы словесно описываем это себе и другим).
Читая эти строки, вы опустили множество аудиальных и визуальных стимулов
вокруг вас, не так ли? Оторвитесь от книги на мгновение... прямо сейчас и
постарайтесь обратить внимание на... все картины, звуки, запахи, вкусовые
ощущения, внутренние диалоги, телесные ощущения вокруг и внутри вас. Каким
образом вы избирательно проигнорировали все эти стимулы? Столь же интересно,
каким образом вы сейчас настроились на них, приняв такое решение? С
неврологической точки зрения вы обладаете способностью избирательно слышать,
избирательно видеть и избирательно ощущать. Можете ли вы сейчас направить свое
внимание на пальцы левой ноги? Этот стимул существовал и за мгновение до того,
как я о нем упомянул, — но осознавали ли вы его?
Эти избирательные зрение, слух и ощущения объясняют, почему, при том что мы
живем в одном мире друг с другом, каждый из нас имеет собственные, уникальные
опыт, представления, чувства и модели этого мира. Это объясняет, почему два
свидетеля одного и того же события могут описать его совершенно по-разному.
Фактически, их описания могут рассказать так же много о них самих и их
метапрограммах, как и о событии.
Такой подход проливает свет на крайне важное обстоятельство, касающееся
людей. Все мы функционируем исходя из нашей собственной модели мира. Эта модель
мира состоит из нашей ментальной карты объектов, находящихся за пределами нашей
нервной системы, из нашей системы убеждений и восприятия. Она идентифицирует
наш внутренний субъективный мир — эту внутреннюю реальность.
Мы имеем дело не с «реальностью» (фактическими проявлениями энергии вокруг
нас), а с превращениями этой энергии. Наша нервная система снова и снова
осуществляет абстракцию, создавая нашу карту территории, и эта карта состоит из
того единственного, что мы можем знать и с чем мы имеем дело. Карты охваты-
56 Часть I. Понимание паттернов сознания
вают наше понимание реальности — нашу индивидуальную истину. Реальность первого
уровня (внешний и «объективный» мир) отличается от реальности второго уровня —
нашей субъективности. Пребывая в мире, мы функционируем исходя из этой второй
реальности.
Мы начинаем понимать других людей в той мере, в какой идеи- ] тифицируем их
карты реальности. Затем мы можем использовать это понимание для улучшения
коммуникации и отношений. Для этого от нас требуется осознать их языковые
паттерны, фильтры убеждений/ценностей и образ мышления. Таким образом, мы
вхо-дим в их мир и подстраиваемся под их реальность. Если нам это удается, мы
можем более энергично с ними взаимодействовать: влиять, убеждать, понимать и
общаться.
Второй аспект включает наш нейросемантический мир. Мы обращаемся к нему,
когда анализируем различия между нами и дру-гими людьми, предполагая, что «все
различия — это просто семантика». Мир семантики (слова, значения и т. д.)
существует на чисто вербальном уровне нашей внутренней субъективности (отсюда
термин «нейросемантика», обозначающий продукт нашего мозга и нервной системы).
Он не существует вовне. Он существует как «семантическая реальность». Однако
эта нейросемантическая реальность ведет не только к спорам, которые вызывают
смятение и панику, к непродуктивным состояниям и испорченным отношениям, но
также к войнам между нациями. Когда мы путаем территорию (реальность) с нашей
картой (субъективной реальностью) этой территории, мы не способны осознать,
каким образом различные стили обработки информации влияют на переживания и
эмоции.
Рационально-эмотивная поведенческая терапия (РЭПТ, ранее РЭТ) предлагает
когнитивную схему эмоций и личности. Дан-ная модель постулирует тот же самый
неврологический факт: активизирующие события могут лишь инициировать
результирую-щие эмоции и поведение внутри нас. Это происходит потому, что они
активизируют нашу систему убеждений (понимание, интер-претация, смысл, оценка,
|
|