|
попросите его увидеть все в цвете. «Теперь прокрутите этот же фильм в обратном
направлении по-настоящему быстро. Сделайте это за одну -две секунды». Вы можете
осуществить якорение клиента к звуку, сказав: «Р-а-а-а-з-з-з». Наблюдая за
глазами клиента, вы определите, когда он прокручивает фильм в обратном
направлении, и как быстро он это делает.
9. Повторите процесс. Клиент повторяет этапы 7 и 8, пока не исчезнет
кинестетика неприятного воспоминания. Если вы хотите, то можете повторять этот
процесс, пока не исчезнет и образ. Убедитесь в том, что клиент не остается в
конце фильма ассоциированным с воспоминанием, так как это восстановит фобию или
травму. После того как он прокрутит фильм в обратном направлении, скажите:
«Теперь очистите экран. Поместите себя в конец фильма. Перейдите прямо к концу
фильма. Просто представьте себя в конце фильма, когда с вами все было в порядке.
Увидьте то, что вы видели, и услышьте то, что вы слышали. Теперь прокрутите
этот же фильм в обратном направлении и в цвете. Повторяйте это, пока
воспоминание не исчезнет».
10. Проверка и подстройка к будущему для того, чтобы определить, может ли
клиент получить доступ к фобическому состоянию. Посмотрите, соответствует ли
невербальная реакция клиента прежнему состоянию фобии или травмы. Вы можете
сказать: «Представьте, что вы сейчас находитесь в той ситуации». Или, если вы
знаете содержание фобии, вызовите это воспоминание более явно. В случае фобии
воды скажите: «Представьте, что вы заходите в бассейн все глубже и глубже».
Если обнаружится какая-нибудь фобическая реакция, проверьте, насколько точно
клиент следовал инструкциям, и проведите лечение фобии заново, убеждаясь в том,
что клиент точно выполняет указания.
Другие инструменты редактирования
С позиции двойной диссоциации из проекционной будки вы можете делать не только
перемотку, но и многое другое для изменения субмодальностей. Вы можете выбирать
другие варианты. С этой позиции вы можете запрограммировать ваш мозг
обрабатывать фильм так, чтобы у вас в результате появился широкий диапазон
точек зрения и произошел рефрейминг воспоминаний.
1. Ассоциируйтесь с ресурсным воспоминанием.
Вспомните то время, когда вы чувствовали себя творческим, уверенным,
могущественным и т. д. Представьте то, что вы тогда видели. Теперь увеличьте
яркость этого воспоминания. Когда вы полностью ассоциируетесь с ресурсным
состоянием, внесите в эту сцену отрицательный стимул (собаку, паука), которого
вы боитесь, или травмирующее воспоминание. Затем соединяйте позитивное и
негативное воспоминания, пока они не объединятся и пока вы не увидите себя в
данной ситуации, обладающим необходимыми ресурсами.
2. Измените звук. Попытайтесь иначе услышать свою речь и речь других. Как бы вы
захотели изменить свой голос? Или голос кого-нибудь другого? Какие качества
сделали бы воспоминание менее интенсивным? Какой голос вам бы нравилось
слышать? Добавьте в фильм тот внутренний голос, который поможет вам справиться
с данной ситуацией.
3. Сделайте звуки более приятными. Возьмите неприятное воспоминание и добавьте
в него какую-нибудь громкую веселую цирковую музыку. Просмотрите фильм
воспоминания еще раз; как вы себя чувствуете? Поместите цирковую музыку в
другие воспоминания, связанные с гневом и раздражением.
4. Используйте вашу веру. Если вы можете поместить в свою систему духовности
Бога, то разделите ваш экран и представьте вашего ангела-хранителя, парящего
над земной сценой вашего воспоминания. Представьте, как ваш ангел заботится о
вас и любит вас. Возможно, вы услышите: «Я с тобой», «Я помогу тебе».
Вообразите, что Иисус касается вас своей благословляющей рукой.
5. Кодируйте воспоминания символически. Например, вы можете захотеть сделать
людей в ваших воспоминаниях прозрачными. Раскрасьте их в соответствии с вашими
мыслями и чувствами о них. Обведите в вашем воспоминании вокруг трехмерного
человека линию, сделайте его двухмерным и раскрасьте в соответствии с вашей
оценкой.
6. Придайте своим воспоминаниям шутливый оттенок. Так как смех дает нам
прекрасный навык дистанцирования, используйте юмор так, чтобы вы могли
превратить эмоциональную боль в шутку. Как далеко в будущее вы должны попасть,
чтобы вы могли оглянуться на воспоминание и посмеяться над ним? В чем различие
между воспоминаниями, над которыми вы можете посмеяться и над которыми не
можете? Возможно, в воспоминаниях одного типа вы
себя видите, а в воспоминаниях другого типа не видите. Одни воспоминания могут
быть похожи на фотографии, а другие на фильмы. Как различаются их цвет, размер,
яркость? Представьте, что человек, причинивший вам боль, говорит как Дональд
Дак. Превратите вашего оппонента в карикатурного мультипликационного персонажа
с непропорционально большими губами, глазами, головой, руками и т. д.
Вопросы для размышления
1. Как вы можете описать то, что в НЛП называют «фреймами» и «фреймингом»?
2. Приведите список всех фреймов, упомянутых в этой главе или о которых вы
знаете.
3. Когда или где вы использовали бы фрейм возвращения?
4. Опишите случай, когда вы использовали фрейм «как если бы» творческим и
продуктивным образом.
5. Насколько умело, на ваш взгляд, вы используете диссоциативный фрейм при
ответе на критику, лечении фобий, преодолении отрицательных эмоций и
травмирующих переживаний?
Если вы хотите больше узнать о фреймах, мы рекомендуем книги «Точность: новый
подход к коммуникации» Джона Гриндера и Майкла Макмастера (Grinder & McMaster,
|
|