|
экран. Клиент покинет проекционную будку и войдет в свое тело, находящееся в
кресле кинотеатра. Затем подтолкните его к ассоциации со своим образом, который
появился на экране в конце фильма, то есть в сцене комфорта/безопасности.
Направляйте его осторожно и тактично. Тщательно подбирайте выражения, чтобы
клиент в точности выполнял ваши указания. Регулярно осуществляйте проверку,
чтобы убедиться, делает ли он то, что вы хотите. «Сейчас, в конце фильма,
полностью ли вы вновь ассоциировались с самим собой? Вы смотрите своими глазами
и видите то, что вы видели тогда, не так ли? Вы слышите те же звуки, которые
слышали тогда?» Отдавайте указания в доступной и четкой форме.
8. Запустите фильм в обратном направлении, в цвете и ассоциированно. «Вы видели
фильмы, запущенные в обратном направлении, не так ли?» Получив утвердительный
ответ, убедитесь в том, что клиент ассоциирован с фильмом и видит все в цвете.
«Теперь запустите этот же фильм в обратном направлении и прокрутите его
действительно быстро. Сделайте это за одну - две секунды». Вы можете
осуществить якорение клиента к звуку, сказав «Р-а-а-а-з-з-з». Наблюдая за
глазами клиента, вы сможете определить, когда он прокручивает фильм в обратном
направлении и как быстро он это делает.
9. Повторите процесс. Попросите человека повторить этапы 7 и 8 от трех до пяти
раз. Каждый разубеждайтесь в том, что он прерывает состояние, очищает экран и
начинает с конца фильма. Делайте это, пока не исчезнет кинестетика неприятного
воспоминания. Если вы захотите, вы можете повторять этот процесс, пока не
исчезнет и его образ. Полное удаление образа удалит и всю кинестетику. Человек
сможет вспоминать событие, однако он будет получать только какой-нибудь образ
или слова. При просмотре фильма в обратном направлении пусть клиент в конце
фильма снова увидит себя ассоциированно. Убедитесь в том, что клиент не был
ассоциирован при просмотре фильма, так как это восстановит фобию или травму.
Когда он прокрутит фильм в обратном направлении, скажите: «Теперь очистите
экран. Поместите себя в конец фильма. Перейдите прямо к концу фильма. Просто
представьте себя в конце фильма, когда вы испытывали комфорт/безопасность.
Представьте то, что вы видели и слышали. Теперь прокрутите этот же фильм в
обратном направлении и в цвете. Повторяйте это, пока воспоминание не исчезнет».
10. Проверка и подстройка к будущему для того, чтобы определить, может ли
клиент получить доступ к фобическому состоянию. Посмотрите, соответствует ли
невербальная реакция клиента прежнему состоянию фобии или травмы. Вы можете
сказать: «Представьте, что вы сейчас находитесь в той ситуации». Или, если вы
знаете содержание фобии, вызовите стимул более явно. В случае фобии воды
скажите: «Представьте, что вы заходите в бассейн все глубже и глубже». Если вы
получите какую-нибудь фобическую реакцию, проверьте, насколько точно клиент
следовал инструкциям, и проведите лечение фобии заново, убеждаясь в том, что
клиент точно выполняет указания.
Примечание: когда лечение фобии не приводит к желаемому результату, для
усиления воздействия я использую паттерн «Взмах».
Быстрое лечение фобии (упрощенный вариант)
1. Установите ресурсный якорь. Вы можете установить ресурсный якорь для того,
чтобы вывести клиента из травмирующего события, если он ассоциирован с ним. Я
больше не использую якорение, так как понял, что когда клиент ассоциирован с
травмирующим событием, он должен просто по-настоящему быстро встать и некоторое
время глубоко дышать животом. Это диссоциирует клиента от его травматического
состояния.
2. Подтвердите способность клиента к научению с одной попытки. «Как удивительно,
что вы никогда не забываете испытать страх или страдание, когда раздумываете о
неприятном воспоминании. Вы помните, что вам нужно испытать фобию (или
страдание) каждый раз, когда вы вспоминаете это. Как удивительно!»
3. Пусть клиент представит пустой экран. Приведите клиента в воображаемый
кинотеатр, пусть он сядет напротив пустого экрана и смотрит на него. Как только
человек представит экран, пусть он поместит на экран свою черно-белую
фотографию. Пусть на фотографии будет изображен этот человек в более молодом
возрасте, до возникновения неприятного воспоминания, то есть когда он еще
чувствует себя в безопасности и ощущает спокойствие.
4. Затем пусть клиент еще раз диссоциируется от своего тела и переместится в
воображаемую проекционную будку. Клиент должен теперь посмотреть из
проекционной будки на себя, сидящего в кресле и смотрящего на свою черно-белую
фотографию на экране.
5. Теперь пусть клиент прокрутит черно-белый фильм неприятного воспоминания или
фобии до конца события, до сцены комфорта/безопасности. Клиент смотрит на себя,
смотрящего кинофильм, и испытывает при этом двойную диссоциацию от воспоминания.
Он смотрит на себя, смотрящего фильм.
6. Когда клиент прокрутит фильм до сцены комфорта/безопасности, попросите его
остановить кадр и либо «побелить», либо «зачернить» картину. Он будет видеть
просто пустой экран.
7. Подведите клиента к ассоциации с фильмом в тот момент, когда он очистил
экран. Клиент покинет проекционную будку и войдет в свое тело, находящееся в
кресле кинотеатра. Пусть он затем войдет в фильм и ассоциируется с образом,
который появился на экране. Пусть он ассоциируется со своим образом в конце
фильма, после того как он пережил травму. Направляйте его осторожно и тактично.
Тщательно подбирайте выражения.
8. Попросите его прокрутить этот же фильм в обратном направлении, в цвете и
ассоциированно.
«Вы видели фильмы, запущенные в обратном направлении, не так ли?» Получив
утвердительный ответ, убедитесь в том, что клиент ассоциирован с фильмом, и
|
|