|
Матери Терезы. Это может оказаться сложным, но продолжайте и добейтесь нужного
результата. Поверили ли вы, что Адольф Гитлер является репрезентацией такого
человека, как Мать Тереза? Ну, конечно, нет: когда вы видите Адольфа Гитлера,
ваши слова, которые функционируют на метауровне по отношению к образу, будут
определять значение образа.
При осмыслении этой модели давайте вспомним различия между двумя основными
уровнями мышления. Первый уровень мы называем уровнем основного состояния.
Основные уровни сознания определяют те повседневные состояния сознания, в
которых мы испытываем мысли и чувства «о» чем-то, происходящем в мире, который
находится «за пределами» или «вне» нашей нервной системы. В этих состояниях
наши мысли имеют отношение к предметам, которые находятся «снаружи», и мы
испытываем основные эмоции, вроде страха-гнева, расслабления-напряжения,
радости-раздражения, влечения-отвращения и т. д.
Второй уровень мышления связан с теми абстрактными состояниями мышления,
которые Майкл называет метасостояниями. Метасостояния сознания определяют мысли
о мыслях, чувства о чувствах и состояния состояний. В данном случае наши мысли
и эмоции имеют отношение к миру «внутри» нас. Мы можем ненавидеть нашу
ненависть и минимизировать и/или устранить ее. Таким образом, как сказал
Грегори Бейтсон, мысли более низкого уровня направляются мыслями более высокого
уровня (Bateson, 1972). Переходя в метасостояния, то есть осуществляя влияние
одной мысли на другую, мы можем усилить, ослабить или даже устранить состояние
боязни собственного страха. Когда мы по-настоящему устали ненавидеть кого-либо
или что-либо и начали ненавидеть нашу ненависть, мы можем возненавидеть ее до
такой степени, что она перестанет существовать. Что случится, если вы заставите
прощение повлиять на вашу обиду? Что случится, если вы заставите прощение
повлиять на вашу вину? Что случится, если вы заставите признательность повлиять
на ваше разочарование? Испытаете ли вы гнев? Или вину? Или печаль? Попробуйте,
возможно, вам понравится.
Теперь об убеждениях: убеждения находятся не на основном уровне, а на
метауровне по отношению к репрезентациям. Чтобы поверить во что-нибудь, мы
должны «сказать "да" репрезентации». Мы должны подтвердить ее. Чтобы потерять
веру, мы должны сказать «нет» репрезентации. Чтобы получить сомнение, мы должны
сказать: «Может быть, это так, а может быть, и нет». Эти явления происходят на
метауровне и, следовательно, нуждаются в метарепрезентативной системе, которая,
главным образом, подразумевает использование слов. Посредством убеждений мы
переходим от мышления о чем-либо во внешнем мире к мышлению о некоторой
внутренней репрезентации того, что мы уже испытали во внешнем мире.
Это означает, что для того чтобы превратить мысль в убеждение или убеждение
превратить обратно всего лишь в мысль, мы должны перейти на мета-уровень и
подтвердить или отвергнуть мысль. При сдвиге таких убеждений простой
субмодальный сдвиг часто не работает. Убеждение может изменить субмодальный
сдвиг, подразумевающий, что мы скажем нашей мысли «да» или «нет». В части III
мы опишем модели сдвига субмодальностей, которые успешно работают.
Дигитальные и аналоговые субмодальности
Дигитальная субмодальность может находиться в состояниях «включено» или
«выключено». Аналоговая субмодальность может принимать любые значения на
некотором континууме.
Рассматривая субмодальности, вы обратите внимание на различия, которые
существуют даже в пределах субмодальностей. Обсудим визуальные субмодальности.
Какие различия существуют между картиной, которую мы можем закодировать как
цветную или черно-белую, и картиной, которую мы можем видеть как далекую или
близкую? Репрезентация картины может быть или черно-белой, или цветной. Нет
промежуточных значений. Однако репрезентация картины может быть далекой,
близкой или промежуточной. Следовательно, некоторые субмодальности
функционируют как выключатель электрической лампочки. Мы можем закодировать ее
одним из двух способов, но не промежуточным. Мы можем закодировать картину как
фильм или как кадр, но не обоими способами одновременно. Такие субмодальности
мы называем дигитальными. Субмодальность, которая может принимать любые
значения на некотором континууме, мы называем аналоговой. Расположение
функционирует как аналоговая субмодальность.
Большинство людей учатся оценивать субмодальную структуру переживания,
испытывая эти различия посредством их изменения. Когда случается событие, оно
происходит как факт. Мы не можем изменить то, что случилось «вне» нашего тела.
Но как только мы получим информацию об этом факте и осуществим в нашем сознании
его репрезентацию, мы сможем реагировать, но не на факт, а на воспоминание об
этом событии (мы реагируем на «карту», а не на «территорию»). Итак, хотя мы не
можем изменить внешние события, мы можем изменить воспоминание о них (нашу
внутреннюю карту). Когда мы делаем это, изменение происходит на субмодальном
уровне. То, что мы думаем об определенном событии, обычно зависит от нескольких
критических субмодальностей.
Эксперимент № 2 Обнаружение замешательства
Что вызывает у вас замешательство? Представьте что-либо, что вы находите
запутанным... Когда вы вспомните это переживание, обратите внимание на его
репрезентацию: на картины, звуки, ощущения, слова и т. д. Просто позвольте
наступить замешательству и сполна его испытайте... на короткое время.
Наверное, у вас возникла соответствующая картина. Итак, обратите внимание на
картину и остановитесь на ее субмодальных особенностях:
• Цвет: картина цветная или черно-белая?
• Число измерений: трехмерная или плоская?
• Зритель/участник: ассоциированная или диссоциированная?
|
|