|
Джон Гриндер, Ричард Бэндлер.
Структура магии
ТОМ II
* Часть I. РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ *
ВВЕДЕНИЕ
В первом томе "Структуры магии" мы приступили к тому, чтобы в открытой,
доступной для обучения форме представить в распоряжение психотерапевтов
магические умения, которыми обладают выдающиеся представители этого рода
занятий. В поэтапном изложении мы представили вам интуиции, касающиеся языка,
которыми владеют эти психотерапевтические чародеи. Мы представили их в такой
форме, чтобы вы сумели приобрести навыки в использовании имеющихся у них
интуиции, повысив уровень собственного мастерства.
Во втором томе мы собираемся продолжить описание языковых интуиции наших
чародеев и, наряду с этим, описание интуиции и системного поведения этих людей
в связи с другими способами, с помощью которых человек может как
репрезентировать свой мир, так и сообщать его другим. Работая с этим томом,
рекомендуем вам не упускать из виду ряд аспектов, освещенных в "Структуре магии
I".
Люди живут в "реальном мире". Однако на этот мир мы воздействуем не прямо,
скорее, мы действуем в нем, пользуясь картами этого мира, направляющими наше
поведение в нем. Между этими картами или репрезентативными системами и
моделируемой ими территорией неизбежно имеются различия, определяемые тремя
универсальными процессами человеческого моделирования, универсалиями:
Генерализацией, Опущением. Искажением.
Люди обращаются к психотерапевту обычно из-за того, что они страдают и
неудовлетворены жизнью; наш опыт показывает, что ограничения, испытываемые
людьми, характеризуют обычно репрезентации мира, а не сам мир.
В ряду репрезентативных систем, находящихся в распоряжении человека,
человеческий язык представляет собой наиболее изученную и наиболее полно
понятую репрезентативную систему. Наиболее эксплицитной и полной моделью
естественного языка является трансформационная грамматика.
Трансформационная грамматика является, таким образом, определенной
метамоделью -репрезентацией структуры человеческого языка - который сам
представляет собой репрезентацию мира опыта. Системы человеческих языков
-
это, в свою очередь, репрезентации, производные от более полной модели
-
суммарного опыта, находящегося в распоряжении того или иного
конкретного
индивида. Трансформационисты разработали ряд понятий и
механизмов,
описывающих то, каким образом способ говорения у людей - их
Поверхностные
Структуры (ПС) - выводятся ими, на самом деле, из имеющихся у них полных
языковых репрезентаций - Глубинных структур (ГС). В трансформационных
Метамоделях эти понятия и механизмы описываются эксплицитно - они представляют
собой конкретизации общих моделирующих процессов:
Генерализации, Искажения и Опущения.
Адаптируя понятия и механизмы трансформационной модели языка, как
репрезентативной системы для психотерапии, мы разработали формальную модель
психотерапии. Эта формальная мета модель:
(а) Эксплицитна, - т.е. процесс психотерапии описывается в ней как
последовательность отдельных этапов, так что Метамодель может стать
сознательно усвоена, в результате мы имеем эксплицитную
стратегию
психотерапии.
(б) Независима от содержания, ибо она имеет дело только с формой
процесса, откуда ее универсальная применимость. Метамодель полагается
только
на такие интуиции, которыми располагает каждый носитель того или
иного
языка.
Глобальное следствие психотерапевтической модели, Метамодели состоит в
допущении о психотерапевтической правильности. Психотерапевтическая
правильность - это набор условий, которым должны удовлетворять ПС,
применяемые пациентом в процессе психотерапии, чтобы быть приемлемыми.
С
помощью этой грамматики психотерапии мы можем помочь нашим
пациентам
расширить те части их представлений или репрезентаций, которые
обедняют и
ограничивают их. Это ведет к обогащению их жизни, заключающемуся в том,
что
они начинают видеть больше возможностей выбора, находить больше
возможностей
испытывать радость и богатство переживаний, которые жизнь может
им
предложить. В соединении с другими умениями, которыми вы,
как
психотерапевты, владеете, процесс роста и изменения пациента может
|
|