|
быть
значительно ускорен. Этот язык роста и представляет собой, по сути,
главное
содержание "Структуры магии".
КАРТА - ЭТО НЕ ТЕРРИТОРИЯ
Один из важнейших выводов, к которому мы пришли в "Структуре магии I"
- это то, что карта неизбежно отличается от территории, представленной на
ней, и каждая карта непременно отличается от любой другой карты. В
действительности, говоря о карте, мы имели в виду ряд карт, возникающих
при моделировании нашего опыта посредством так называемых репрезентативных
систем.
ВХОДНЫЕ КАНАЛЫ
Имеется три основных входных канала, через которые мы, поскольку мы люди,
получаем информацию об окружающем нас мире. Это зрение, слух и кинестетическое
чувство (Два остальных сенсорных входных канала - чаще:
обоняние и вкус, по-видимому, представляют собой редко применяемые
способы
получения информации о мире).
По каждому из этих трех сенсорных входных каналов в нас непрерывным
потоком поступает информация, используемая нами для организации собственного
опыта. В каждом из этих входных каналов имеется ряд специализированных
рецепторов, передающих конкретные разновидности информации. Например, внутри
глаза физиологи различают хроматические (цветовые) рецепторы-консы находящиеся
в центре глаза, и ахроматические (нецветовые) рецепторы, -
палочки, расположенные в его периферической части. В кинестетическом
входном
канале также выявлены специализированные рецепторы, воспринимающие
давление,
температуру, боль и глубинные ощущения (проприоцепторы). Число
различий в
каждом из входных каналов ограничено числом специализированных
рецепторов,
имеющихся в каждом из этих каналов.
Различные сочетания или паттерны стимулирования одного или более из этих
специализированных рецепторов f в каждом из имеющихся сенсорных каналов
порождают информацию более сложной природы. Например, привычное для каждого из
нас ощущение сырости можно разложить как ощущение от нескольких кинестетически
различных, специализированных рецепторов, размещенных внутри этих рецепторов,
основных рецепторов. Кроме того, информация, поступившая по нескольким входным
каналам, может перемешиваться, в результате чего возникает информация еще более
сложной природы. Ощущение фактуры, например, возникает как сочетание визуальных,
кинестетических и (в некоторых случаях) аудиальных стимуляций.
Здесь нам важно указать лишь то, что информация, поступившая через один
входной канал, может храниться и репрезентироваться в карте или модели, не
совпадающей с этим каналом.
Наша способность, представлять визуальную информацию в форме
естественного языка, т.е. в виде слов, словосочетаний и предложений нашего
языка, представляет собой, очевидно, наиболее распространенный пример этого
явления.
Не в меньшей мере распространена, наверное, хотя не всегда осознается,
способность формировать картины или образы, основываясь на информации,
поступающей к нам через аудиальный канал. Я слышу, как шипят и потрескивают
поленья, горящие в камине у меня за спиной. Основываясь на этой аудиальной
информации, я создаю визуальный образ горящих поленьев. То есть, исходя из
аудиального входного сигнала, я создаю визуальный образ. Если, вы, читатель, на
мгновение прервете чтение и прислушаетесь, не поднимая глаз к доносящимся с
разных сторон звукам, вы обнаружите, что основываясь на воспринятых вами звуках,
вы способны построить множество образов. Ниже мы особо остановимся на этой
способности издавать репрезентации информации, входящей в один из входных
каналов, основываясь на информации, поступающей по другому каналу.
РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ
У каждого из нас есть несколько различных способов репрезентации
собственного взаимодействия с миром. Ниже описывается несколько конкретных
репрезентативных систем, которыми каждый из нас может воспользоваться для
репрезентации собственного опыта.
У нас есть пять несомненных чувств, посредством которых мы соприкасаемся
с миром - мы видим, мы слышим, мы ощущаем, мы обоняем, мы
испытываем вкусовые ощущения. В придачу к этим сенсорным системам у нас
есть
еще языковая система, которую мы также применяем, чтобы
репрезентировать
собственный опыт. Свой опыт мы можем хранить в репрезентативной
системе,
которая теснее других связана с каналом, по которому этот опыт
был
воспринят.
При желании мы можем закрыть глаза и создать визуальный образ, где
красный квадрат перемещается сначала на зеленое, а затем на голубое поле; мы
можем представить себе спираль, серебро на черном фоне, которая медленно
вращается против часовой стрелки; наконец мы можем представить себе образ очень
|
|