|
хорошо знакомого нам человека. Мы можем закрыть глаза (или не закрывать их) и,
упершись руками в стену и, толкая ее изо всех сил, ощущая напряжение мышц рук и
плеч и воспринимая фактуру пола ногами, вызвать в себе кинестетическую
репрезентацию (телесное чувство).
Мы можем также представить себе вызывающее мурашки в теле ощущение тепла
от горящего костра, или ощущение от нескольких одеял, покрывающих наши усталые
тела, когда мы мягко тонем в перине. Закрыв глаза или не закрывая их, мы можем
вызвать аудиальную репрезентацию (звуковую) - стук дождевых
капель о стекло, перекаты далекого грома, скрежет шин об асфальт или
резкий
звук клаксона в разноголосье большого города. Закрыв глаза, мы можем
вызвать
вкусовую репрезентацию терпкого аромата лимона, сладость меда
или
солоноватость плода оливкового дерева. Мы можем закрыть глаза (а можем
не
закрывать их) и вызвать обонятельную репрезентацию ароматной
розы,
прокисшего молока или дешевого одеколона.
Некоторые из вас могли заметить, как, читая описание предыдущего абзаца,
вы действительно видели конкретный цвет или движение, ощущали твердость,
теплоту и шероховатость, слышали конкретный звук; ощущали определенные вкусовые
или обонятельные ощущения. Возможно, вы испытали все описанные ощущения или
некоторые из них. Некоторые из них отличались большей остротой и
непосредственностью по сравнению с другими. В отношении же некоторых из
приведенных описаний у вас, возможно, полностью отсутствует соответствующий
опыт. Именно эти различия в опыте разных людей мы и описываем. Те из вас, у
кого появляется ясная четкая картина какого-либо опыта, обладают богатой,
хорошо развитой визуальной системой репрезентации. Те, кому удалось рельефно
ощутить вес, температуру или фактуру, обладают утонченной, хорошо развитой
кинестетической репрезентативной системой. И так далее по отношению ко всем
возможным путям, описанным нами пяти чувствам, которыми мы, будучи людьми,
располагаем для репрезентации собственного опыта.
Отметим, что в описании последнего абзаца чего-то не хватает. А именно:
каждое из описаний предыдущего абзаца, относящееся к визуальным,
кинестетическим, аудиальным, вкусовым и обонятельным ощущениям, опытам,
репрезентировано не средствами соответствующих сенсорных систем, а скорее,
средствами совершенно другой системы - языковой системы - дискретной
репрезентативной системы. С помощью слов, словосочетаний и предложений
мы
описываем переживания, испытываемые нами в различных
репрезентативных
системах. Для этого мы тщательно выбираем слова - если мы, например,
хотим
описать что-то в визуальной репрезентативной системе, то выбираем
такие
слова, как:
черный,... четкий,... спираль,... образ
Если мы хотим описать что-либо в аудиальной системе, мы выбираем такие
слова, как:
дребезжащий,... тихий,... визг,... вопль
Данное предложение служит примером того, как мы репрезентируем свой опыт
с помощью языка. Наша способность репрезентировать испытываемое нами в каждой
из имеющихся у нас в наличии репрезентативных систем с помощью слов,
- то есть средствами дискретной системы - служит указанием на одну из
наиболее полезных характеристик языковых репрезентативных систем - их
универсальность. Это значит, что, применяя языковые репрезентативные
системы, мы можем представить опыт, воспринимаемый нами через любую из других
репрезентативных систем. Язык может применяться вами для создания карты нашего
мира. Произнеся предложение:
Он показал мне несколько ярких снимков..
мы создаем языковую карту нашей визуальной карты того или иного опыта,
испытанного нами в жизни. Создавая языковую репрезентацию, мы можем
комбинировать наши репрезентативные системы. Строя предложение:
Она шагнула назад, споткнувшись о пронзительно кричащее животное,
корчащееся от боли и едкого дыма, застилавшего густыми клубами солнечный свет...
,
мы применяем репрезентацию, предполагающую целую серию шаблонов-карт
нашего опыта, по крайней мере, по одной для каждой из пяти общепринятых
репрезентативных систем.
Например; шагать назад корчиться кричать застилать боль горький
Предполагает визуальную и кинестетическую карты -"- визуальную и
кинестетическую карты -"- визуальную и кинестетическую карты
- аудиальную карту
-"- визуальную и кинестетическую карты
-"- кинестетическую карту
-"- вкусовую и обонятельную карты
Язык выступает не только как средства для создания пяти карт для
репрезентативных систем, он позволяет, к тому ж, создать карту самого себя.
Например, предыдущее предложение представляет собой репрезентацию средствами
|
|