|
мне знать. Понятно ли вам, что я от вас хочу? (Она кивает).
ОК. Надеюсь, вы заметили определенные изменения ее лица.
Тот, кто наблюдал за Тамми, видел, что она создала
сконструированный визуаль ный образ. Она осуществляла
визуальный поиск и смотрела направо вверх. Она -- нормально
церебрально организованный правша. Она не видела ситуацию
изнутри, она видела себя в ситуации. Поэтому ее кинестетическая
реакция была не настолько сильной, когда бы она сделала
следующее.
Тамми, снова посмотрите на себя со стороны и когда ясно
увидите, снова войдите внутрь образа, чтобы действительно
попасть в ситуацию, когда вы полностью проявили себя как зрелая
женщина. Когда вы действительно почувствуете снова силу и
уверенность, которые ассоциируются для вас с этой ситуацией,
протяните левую руку и коснитесь, моей руки...
ОК. Я понятия не имею о том, что она переживает. Но я
знаю, однако, опираясь на драмматические невербальные
изменения, происходящие с Тамми, что она выполняла мою
инструкцию. И я согласен с ней. Тамми, действительно хорошо
выглядит. Это сопутствует моим представлениям о том, что такое
уверенность и т. п. Тамми, знаете ли вы, какое переживание
лежало у истоков фобии?
Тамми: Нет, не знаю.
ОК. Это -- типичное. Человек знает одно -- что в
определенных ситуациях у него возникает сильнейшая
кинестетическая реакция, при чем неприодолимая. Неприодолимая
настолько, что когда вы находитесь в определенных ситуациях, у
вас буквально нет выбора. Вы считаете, что это ограничивало
ваше поведение в прошлом, так?
Тамми: О, да -- в сновидениях тоже.
Большинство фобиков не знают, в чем состояла изначальная
травма, и, действительно, в таком знании нет никакой
необходимости. Я собираюсь об этом узнать, как если это было
необходимо, но это -- часть мифологии. Тамми за многие годы
преуспела в том, чтобы на определенные ситуации давать ту же
самую реакцию. Она адекватно продемонстрировала, что это она
умеет делать. Фобию можно рассмотреть как научение с одной
попытки. И этот навык работае. Я часто поворачиваюсь лицом к
пациенту и говорю: "Я хочу убедить эту часть вашей личности,
которая сделала вас фобическим, что я уважаю то, что было
сделано. Это нужная реакция. Вы здесь. Вы выжили. Если бы у вас
не было такой части, которая обеспечила вам защиту в
определенной ситуации, вы могли бы не сидеть здесь. Я не хочу
устранять возможность испытывать фобию, но "модернизировать"
все так, чтобы вы могли давать и другие реакции, более
конгруэнтные вашему опыту взрослой зрелой личности. Мы
используем ту же самую способность к однократному научение,
чтобы научиться делать что-нибудь еще. Через некоторое время я
попрошу вас совершить наибольшее путешествие во времени. Когда
вы будете путешествовать в прошлое, сжимайте мою руку каждый
раз, когда почувствуете необходимость ощутить себя как
взрослую, зрелую женщину. Это ваша связь с настоящим временем и
всеми теми ресурсами, которыми вы обладаете, как совершенно
зрелая личность? Знаете ли вы, какие чувства у вас возникают
при фобии?
Тамми: Да... (он касается ее руки)
Это все, что вы должны сделать, чтобы закрепить фобический
ответ. Или же вы можете задать другой вопрос: когда в последний
раз вы испытывали очень сильные фобические чувства?
Тамми: Да... (он снова касается ее руки).
Я получил тот же самый ответ, что и на первый вопрос -- та
же самая мимика, то же самое дыхание. Этот ответ сейчас
закреплен на ее руке... Этот якорь поможет нам во время
путешествия в прошлое найти исходное переживание. Поступать
именно так нет необходимости то лишь один из способов работы с
фобиями.
Рука, которой вы держитесь за мою руку, представляет собой
связь со всеми ресурсами, которые у вас есть как у взрослой
женщины. В прош лом у вас были переживания, с которыми связана
ваша фобия -- их мы сейчас попытаемся оживить, но так, чтобы у
вас не возникло дискомфорта. Наоборот, вы будете испытывать
полный комфорт. И я прошу вас вспомнить о понятии диссоциации,
о которой мы говорили вчера.
Во время упражнения, которые мы с вами делали вчера после
обеда, мы просили вас увериться в том, что вы вошли внутрь
картины которую себе представили, чтобы получить более полную
кинестетическую реакцию. Здесь же справедливо обратное. В
течении многих лет Тамми подвергалась воздействию определенных
реальных жизненных считуаций и реагировала бурными эмоциями,
сильной кинестетикой и так много много раз. Заставлять ее
|
|