|
крытыми каналы восприятия для получения и систематизации всей этой информации.
Это отнюдь не подмена способности терапевта видеть, слышать и чувствовать. Для
того, чтобы отличить конгруэнтное общение от неконгруэнтного, терапевт нужно
очистить свои каналы восприятия. Если его каналы восприятия заняты чем-то
другим, какими-то «помехами», то терапевт рискует либо оказаться неспособ-; ным
в данный момент к восприятию чего-то важное, пропустить послания другого
человека, либо ошибочно воспринимать то, чего нет на самом деле. Когда
терапевту hq удается полностью подготовить себя к восприятию, он обыч-г но
начинает заниматься «чтением мыслей» вместо того, чтобы верно идентифицировать
послания от пациента и плодотворно с ним взаимодействовать.
У каждого из нас своя собственная нервная система, история развития личности и
модель мира, свойственная только данному человеку. Когда мы встречаем другого
человека и плодотворно взаимодействуем с ним, мы должны быть очень
чувствительны к нему, чтобы установить реальный контакт. Мы учимся уважать его
уникальность, а различия между нами помогают нам развиваться и
совершенствоваться. Все наше образование в области общения часто направлено на
то, что овладение вербальным способом общения (например, английским языком)
дает достаточно возможностей для контакта. То есть язык дает основу для общения
людей, принадлежащих к одной языковой (культурной) группе. В области же языка
тела, тона голоса и т.д практически никакого формального образования мы не
получаем, и, вообще, о таких способах передачи информации мало что известно.
Хотя эти невербальные послания содержат также весьма большой объем информации.
Один из способов, посредством которого каждый из вас сможет понимать такие
невербальные послания и ощущать, как они различаются у разных людей, — это
последовательное рассмотрение различий в жестах и языке тела у
54
Часть первая Примеры эффективной семейной терапии
представителей различных культур. Также из нашего опыта следует, что в разных
культурах различаются значения того или иного жеста и других элементов
невербального общения. Нахмуренный лоб для одной личности может означать гнев
или неудовольствие, а для другой — это всего лишь признак концентрации внимания.
Или, если вы уводите свой взгляд от лица говорящего сразу после того, как вы
услышали вопрос и готовитесь на него ответить, то для одного человека такое
поведение может означать, что «этот вопрос для меня некорректен, и я не буду на
него отвечать», а для другого — зо просто способ сосредоточиться и
подготовиться к ответу (то есть, к представлению какой-то картины, которая
может послужить основой для ответа). Если перевести это в слова, то это может
означать (приблизительно) следующее: «я сейчас систематизирую свои мысли и
ощущения и сразу же отвечу» Каждое из движений тела, поз, тонов голоса и т.д.,
которые мы применяем в невербальном языке, используемом для общения, — это
результат нашей личностной истории, результат развития нашей нервной системы
Очень немногое из этого (а, может быть, и ничего) сознательно стандартизовано и
систематизировано в нашей культуре и в мировой культуре в целом. Мы обращаем
здесь внимание на то, что, поскольку наибольший объем информации в общении
между людьми идет по невербальным каналам, то очень немногое из этого является
общепринятым, что открывает простор для разночтений и непониманий типа «чтения
мыслей» и «сложного равенства», о которых мы уже говорили.
Один достаточно общий подход к процессу общения, который мы, систематизировав
свой опыт, посчитали весьма полезным, состоит в том, что каждый акт общения,
состоящий из определенный слов, позы тела, движений, тона голоса, темпа речи,
синтаксиса предложений, можно понять, если выделить в нем три части общего
самоощущения и самосознания личности"
55
Ричард Бэндлер Джон Гриндер Вирджиния Сатир "Семейная терапия"
1. Собственно личность-коммуникатор, я;
2 Личность, к которой направлен процесс общения
3. Контекст.
другой, он;
Мы обнаружили, что весьма полезно оценивать способность человека к общению по
его способности осознавать каждую из указанных частей процесса общения и
контролировать этот процесс во всех его проявлениях. А если, например, человек
не способен в данный момент времени осознавать и управлять какой-либо из частей
процесса, то эта недееспособность связана с трудностями в его жизни, которые
могут являться причиной его прихода к терапевту. Следовательно, это указывает
на то, в какой конкретно области мы должны помочь человеку развивать его
способность делать выбор и успешно использовать все части человеческого опыта.
Отметьте, что те же самые процессы моделирования, которые были детально
рассмотрены на вербальных примерах в первом уровне первой части этой книги,
также происходят и здесь, на более высоком уровне. Когда член семьи говорит
нам: «Я напуган», — мы понимаем, что часть своего опыта он исключил
(лингвистически); конкретно же он исключил то, кого или чего он испугался. Если
же член семьи неспособен осознавать и описывать свои собственные чувства и
мысли, свой жизненный опыт, относящийся к другому члену семьи, с которым он
общается, или тот контекст самого процесса общения, то он поведенчески
вычеркивает некоторую часть своего жизненного опыта, а также часть своего
человеческого потенциала. Из нашего опыта следует, что процесс восстановления
этой вычеркнутой части жизненного опыта - очень сильный обучающий прием,
помогающий человеку расширить свои представления и обрести свободу выбора.
Вирджиния Сатир выделила четыре коммуникационные категории или состояния, к
которым люди прибегают при
|
|