|
Если, срываясь под маской профессионализма, вы не будете совершенствовать
свои навыки и экспериментировать, я думаю, что вы пропустите свои шанс и
профессионализм станет для вас способом ограничивать себя. Подумайте о
профессионализме. Если под этим поведением скрывается для вас набор тех вещей,
которые вы НЕ можете делать, то вы ограничиваете себя в своем поведении.
В кибернетике существует закон необходимого разнообразия. Он гласит, что в
любой системе, состоящей из людей или машин, элемент обладающий наибольшей
вариабельностью, будет являться контролирующим элементом. А если вы
ограничиваете свое поведение, вы теряете необходимое разнообразие реакций.
Самый яркий пример того - психиатрические больницы. Я не знаю как в вашем
штате, но у нас в Калифорнии очень легко выделить персонал больниц, так как у
него есть профессиональная этика. У них есть групповые галлюцинации, которые
являются более опасными для них самих, нежели для кого-то другого, так как они
верят в то, что должны ограничивать свое поведение определенным образом. Это
заставляет действовать в определенных ситуациях одинаково, но пациенты не
должны играть согласно этим же правилам. Большая гибкость поведения позволяет
вам добиться от людей нужных реакций и контролировать ситуацию.
Кто же способен вызвать наибольшее количество реакций -психиатр, который
действует "нормально" или пациент действующий странным образом? Сейчас я
приведу вам мой любимый пример.
Мы шли по коридору одной Калифорнийской больницы вместе с группой молодых
психиатров. Приближаясь к большой гостиной, мы говорили нормальными голосами.
Когда мы подошли к двери и вошли в комнату, все психиатры начали говорить
шепотом. Конечно, и мы тоже начали шептать.
В конце концов мы посмотрели друг на друга и спросили: "Отчего же мы
шепчем?" Один из врачей повернулся к нам и сказал: "Здесь находится кататоник.
Мы не хотим его беспокоить " Ну, если кататоник имеет большее необходимое
разнообразие поведения, нежели профессионал, то я присоединяюсь к кататонику.
В Калифорнии каждая группа психотерапевтов имеет свою этику.
Например: чтобы быть хорошим коммуникатором, вы должны одеваться как
рабочий фермы. Второе правило - это обнимать всех СЛИШКОМ крепко. Они всегда
смеются над психиатрами, которые носят галстуки! Мне их поведение
представляется ограниченным и одномерным. Вся беда с этими профессиональными
кодексами заключается в том, что они ограничивают поведение. И каждый раз,
когда вы скажите себе: "Этого я делать не могу", на это найдутся люди, с
которыми вы не сможете при этом работать.
В этой же самой комнате я прошел очень близко от кататоника, наступив ему
при этом на ногу так сильно, как только мог, и получил немедленную реакцию. Он
вышел из своей "кататонии" подскочил и закричал: "Не смейте этого делать!"
Франк Фарелли, автор "Провакативной терапии", представляет собой прекрасный
пример необходимого разнообразия поведения. Он готов на все, чтобы добиться
контакта и рапорта.
Однажды он демонстрировал женщину, которая уже три или четыре года
находилась в кататоническом состоянии. Он сел рядом с ней, посмотрел на нее и
честно предупредил: "Я собираюсь добраться до вас".
Она конечно, не дала никакой реакции, продолжая пребывать в кататоническом
состоянии. Он наклонился и вырвал у нее волосок из ноги тут же над лодыжкой. И
снова никакой реакции, так? Затем он поднялся на один дюйм вверх и вырвал еще
один волосок. "Убери руки!" закричала она. Большинство из вас скажут, что это
"Непрофессионально". Но самое интересное насчет непрофессиональных вещей - это
то что они СРАБАТЫВАЮТ! Франк сказал тогда, что он и не намерен был подниматься
выше колена.
Однажды я читал лекцию в аналитическом институте Техаса. перед началом
лекции они три часа рассказывали мне о своих исследованиях.
Результат их сводился к тому, что психически больным людям нельзя помочь. К
концу я сказал: "У меня складывается определенная картина.
Разрешите мне проверить, прав ли я. Вы мне хотите сказать, что терапия, в
ее настоящем виде, бессильна?" Они отвечали: "Нет, мы хотели сказать, что
никакая форма терапии никогда не будет помогать шизофреникам". Я ответил:
"хорошо. Вы действительно в своем праве: все мы, психиатры, должны поверить в
то, что мы не можем помогать людям". Они на это: "Нет, будем же говорить о
психотиках. Люди, которые живут в психотической реальности и та-та-та. . . И
все эти вещи о рецидивах.
Я спросил: "Но что вы делаете с этими людьми?" Тогда они рассказали мне о
видах терапии, которые они применяют. Они никогда не сделали ничего, чтобы
добиться от этих людей желаемой реакции.
У Франка Фарелли в отделении лежала больная, которая была убеждена в том,
что она любовница Христа. Вы должны признать, что это малополезное убеждение.
К каждому человеку она подходила и объявляла: "Я - любовница Христа". И
конечно, они отвечали "Да нет, это только иллюзия, бред. . . но так ли?"
Большинство психических больных преуспевают в странном поведении и вызывание
нужных им реакций. Франк обучил молодую девушку, социального работника вести
себя систематически определенным образом и запустил ее в это отделение. Когда
эта пациентка подошла к ней и сказала: "А я - любовница Христа" та ответила:
"Да, знаю, он мне о вас говорил, причем ответила с презрением, глядя немного
назад. Через сорок путь минут пациентка сказала: "Я слышать не хочу больше про
Христа и все эти вещи!" Есть такой человек - Джон Розен. Многие из вас о нем
определенно слышали. У Розена есть две вещи, которые он делает систематически,
получая отличные результаты. Одна из вещей, которые он делает систематически,
получая отличные результаты. Одна из вещей, которые Розен делает очень хорошо,
|
|