|
двигали стулья, я слышал звук, а если бы вы двигали собаку, то звука бы не было.
В сущности наша стратегия состоит в том, что вы переходите в другую
репрезентативную систему и наблюдаете, есть ли соответствие верной системе.
Женщина: Я знаю, что собаку сюда поставила я! Как вы об этом узнали?
Женщина: Я помнила, что я это сделала.
Да, но как вы помните об этом? Это визуальный процесс? Или вы себе
что-нибудь говорите? Сейчас я попрошу вас ту же самую операцию совершить со
стулом. Поставьте стул сюда, несмотря на то, что он уже здесь.
Пройдите со стулом через тот же самый процесс, что и с собакой, а потом
скажите мне, в чем тут разница. Знает ли кто-нибудь, в чем тут дело? Мужчина:
Все мы здесь шизофреники. . .
Конечно, все тут шизофреники. Фактически, Р. Лэниг был слишком
консервативен, когда он говорил о шизофрении как о естественной реакции.
Следующей ступенью, на которую мы все поднимаемся, является множественная
личность. Существует только два различия между нами и теми, у кого стоит
официальный диагноз (множественная личность): 1) отсутствие амнезии на то, как
вы себя вели в данном контексте - находясь в другом контексте, вы помните о том
вашем поведении;
2) вы можете выбирать, как реагировать в зависимости от контекста.
Если у вас нет выбора реакций на данный контекст, то вы - робот. Итак, у
вас два выбора. Вы можете быть либо множественной личностью, либо роботом.
Выбирайте же хорошо. . .
Мы сейчас постараемся подчеркнуть, различие между кем-то, кто не знает, что
его галлюцинации - это галлюцинации, и вами. Различие состоит лишь в том, что у
вас есть стратегия определения того, что является разделяемой реальностью, а
что - нет. И, если у вас есть галлюцинации, они касаются идей, а не вещей.
Если кто-то из вашей аудитории скажет: смотрите, я действительно вижу здесь
собаку и каждый может ее увидеть!, то кто-то возьмет его за руку и выведет из
аудитории. . . .
Но, когда Салли использовала слово "задумчивый", она проходила через
тот же самый процесс, что и шизофреники. Например: один пациент посмотрел на
нее и сказал: "Видите ли вы, что сейчас я выпью чашку крови?" Он сделал то
же самое, что и Салли. Он взял какую-то информацию извне, интересным образом
скомбинировал ее со своим внутренним ответом, и сделал вывод, что все пришло к
нему извне.
Между госпитализированными людьми - шизофрениками и людьми из вашей
аудитории существуют только два различия:1) вы имеете хорошую стратегию
проверки реальности, 2) содержание наших переживаний социально приемлемо. Ведь
все вы галлюцинируете. Например, вы галлюцинируете о том, в каком настроении
находится человек - в плохом или хорошем. Иногда это соответствует той
информации, которую вы получаете извне, а иногда - нет. Тогда это просто
отражение вашего внутреннего состояния. А если, например, плохого настроения
у вашего собеседника нет, вы можете индуцировать его: "У вас что-то не так?"
"Что вас беспокоит?", "Я не хочу, чтобы вы беспокоились о том, что произошло
сегодня днем, когда вас не было".
Пить кровь в нашей культуре не принято. Мне приходилось жить в стране,
где это нормально. Члены восточно-африканского племени масаев только
занимаются тем, что садятся в круг и пьют кровь из чашки, и никаких проблем.
Представителям этой культуры было бы странно если бы кто-нибудь сказал: "Я
вижу, что вы почувствовали себя плохо, когда я это сказал" Они начали бы
удивляться вам.
Когда мы преподавали интернам-психиатрам, мы приходили в больницу пораньше
и проводили много времени в палатах. У тамошних пациентов были проблемы, с
которыми мы прежде не сталкивались. Мы дали им задание определить для себя,
какую часть их реальности люди разделяют. . . а какую - нет, с тем, парнем,
который пил кровь из чашки, мы поступили так: "Немедленно присоединитесь к его
реальности" Мы присоединились к его реальности, так, что он начал нам доверять.
Затем мы дали ему задание - определить, какую часть его переживаний остальные
люди в палате могут принять. Мы не говорили ему о том, что реально, а что нет,
а просто попросили назвать те переживания, которые другие люди могли бы с ним
разделить. И тогда он научился - как научается ребенок, говорить о тех частях
реальности, которые являются либо социальными приемлемыми галлюцинациями,
либо чем-то что люди хотят видеть, слышать или чувствовать. . . И это - все
что ему было бы нужно, чтобы выписаться из больницы. . . Сейчас у него все
нормально. Он все по-прежнему пьет кровь из чашки, но делает это в одиночестве.
. . Большинство психотиков именно и отличаются, что не умеют отличать
разделяемую реальность от неразделяемой.
Мужчина: Но многие психиатры тоже не умеют делать этого, когда работают с
психотиками.
Очень многие люди не умеют этого делать, насколько мне известно
единственное различие состоит в том, что у психиатров есть другие психиатры,
которые разделяют их реальность, так что получается хоть немного, да
разделяемая реальность. Я много раз подшучивал над тем, как гуманистические
психологи обращаются друг с другом, когда собираются
вместе. У них есть много ритуалов, которых нет например, в электронной
компании. Электронщики приходят утром на работу, не держат друг друга за руки,
и не смотрят пристально друг другу в глаза в течении 5, 5 минут. И когда
кто-то из них видит, как другие это делают, то говорят: "Ну и ну! Странно!" И
гуманистические психологи думают, что электронщики люди холодные,
|
|