Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: НЛП и DHE :: БАЙРОН А. ЛЮИС, Р. ФРЭНК ПУСЕЛИК - NLP МАГИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ БЕЗ ТАЙН
<<-[Весь Текст]
Страница: из 48
 <<-
 
тылку хорошего вина к столу, мы стимулируем наши вкусовые и обонятельные
сенсорные органы, прежде чем употребляем вино между приемами пищи.  Вино
буквально изменяет окружающую среду в наших ртах, и поэтому каждый новый
кусок пищи воспринимается так, как будто он первый.
   Возвратное торможение (ингибиция) позволяет не обращать  внимание  на
статические, неизменяющиеся аспекты нашего окружения. Интересно было  бы
поразмышлять о том, как этот неврологический механизм мог бы  влиять  на
наш опыт изучения мира в более широком масштабе. Ноам  Хомский,  цитируя
Виктора Шкловского, пишет: "Люди, жи- -27- вущие на берегу моря,  -  ро-
дятся и вырастают, совершенно не замечая и не слыша шума волн, настолько
они привыкают к нему. По этой же причине мы едва слышим  слова,  которые
произносим... мы смотрим друг на друга, но мы уже не видим  друг  друга.
Наше восприятие мира стерлось; все что осталось, это только узнавание".
   Мы получаем опыт различными способами через наши  сенсорные  системы.
Кинофильмы, которые в действительности представляют собой быстро мелька-
ющие слайды, создают имитацию движения. Мы можем испытать сильные эмоци-
ональные чувства, находясь в кинотеатре, смотря и  слушая  фильм.  Очень
важно понять, что те же самые возможности  и  неврологические  процессы,
которые дают нам приятный опыт, иногда причиняют боль путем  ограничения
наших восприятий и нашей способности адекватно реагировать на окружающую
среду.

   Рис. 10
   -28-
   Так как дискуссия по этим , процессам продолжается, я надеюсь  проде-
монстрировать, что существует определенная закономерность того, как люди
воспринимают окружающий мир и как они, создают модели этого  восприятия.
Эти закономерности могут повысить эффективность общения с себе  подобны-
ми. Наблюдение и использование этих закономерностей позволяет нам предс-
казывать и влиять на поведение окружающих нас людей. Мы можем помочь  им
сделать правильный выбор, который обогатит их восприятие окружающего ми-
ра.
   Рисунок 10 показывает первый шагов формировании наших  моделей  мира.
Первичный опыт фильтруется посредством наших сенсорных органов (невроло-
гические ограничения) и  "трансформируется"  в  неврологическую  модель,
включающую четыре основных параметра: видение, ощущение, звук,  запах  и
вкус. Следуя модели, предложенной Бэндлером и Гриндером(8),  они,  соот-
ветственно, обозначаются: V - видение, K - чувства, A - звуки и O,  G  -
запах и вкус. Для каждого момента существует один  полный  "набор"  этих
опытов. Каждый из наборов называется кортеж 4.
   Социальные ограничений
   Несколько иначе мы создаем различия в наших моделях из-за  социальных
ограничений. Этот фильтр может считаться вторым уровнем в процессе пост-
роения модели, идущим сразу же после неврологических ограничений. Основ-
ным примером социальных ограничений является язык,  который  работает  в
наших моделях мира в двух главных и, очевидно, противоположных направле-
ниях. Одно направление - это расширить, а другое - это  ограничить  наше
восприятие мира вокруг нас.  Язык  осуществляет  это  путем  кодирования
воспринимаемого феномена в слова, которыми манипулирует ум, пытаясь  вы-
делить смысл из опыта (9). Например, эскимосы имеют семьдесят  различных
слов для выражения понятия снег(10) -Они способны дать различные  толко-
вания -29- относительно качества и структуры снега, что, конечно же,  за
пределами возможности большинства индивидуумов остального  мира.  Вполне
очевидно, что это в значительной степени способствует выживанию культуры
эскимосов. Это глубоко укоренившееся социальное ограничение, проявляюще-
еся в языке эскимосов, расширяет их модели мира, включая восприятия, не-
доступные для наблюдения людям с другим лингвистическим фоном.  Встреча-
ется интересный феномен, когда кто-то начинает бегло говорить на  языке,
отличающем от его родного языка.
   Дж. Самуэль, Бойс, главный специалист  по  семантике,  пишет  в  "Ис-
кусстве осознания"; "Я не вижу те же вещи, не наблюдаю  те  же  события,
когда я перехожу с моего французского на мой английский мозг".  Он  про-
должает: "Изменение моего языка изменяет меня как наблюдателя,  изменяет
мой мир в то же время".
   Рисунок 11 показывает, как языковый компонент

   Рис. 11
   добавляется в кортеж 4. Это или выделяет определенные аспекты  невро-
логической модели, или стирает, или искажает ее. Языковый компонент  мо-
жет -30- улучшить восприятие, как это было у эскимосов. Даже если я  мог
бы стоять рядом с эскимосом и смотреть на снег, мы не "увидели" бы  одно
и то же, так как наши модели мира различны. Это же справедливо для инди-
видов, которые приходят на лечение. Правильно оценивая их язык, мы можем
понять, что у них ограничено или искажено восприятие мира. Зная это,  мы
можем помочь им изучить новые методы,  с  помощью  которых  они  изменят
собственную модель.
   Существуют формы социальных ограничений, которые  влияют  на  процесс
моделирования у человека. Как указывает Колеман, "... все  развитие  его
личности отражает как более широкое общество, в котором он живет  -  его
институты, традиции, ценности, идеи,  а  также  технологии  -  и  непос-
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 48
 <<-