|
просьба; она согласуется с тем определенным способом рассмотрения контекста, с
той определенного рода мудростью, на которых мы сосредоточимся в течение
следующих пяти дней. С самого начала я хочу запросить от вас полного внимания.
И говоря о полном внимании, я имею в виду, как минимум, два типа внимания. Есть
то, что мы обычно называем сознанием. Это - динамический процесс выбора, какие
фрагменты мира мы собираемся внести в осознание. Кастанеда называет это первым
вниманием. И есть вторая, менее доступная нам часть, и она содержит, по крайней
мере, потенциально, определенную мудрость, которую я хочу выявить. Такая
мудрость - часть того, что мы называем вторым вниманием.
Джуди: ...или бессознательным...
Джон: ...и в течение следующих пяти дней нам потребуется преданность обоих
типов внимания. Этот семинар отличается от всех других семинаров, которые вы
прошли с нами - он ориентирован не на техники.
Это как банкет. Мы все пришли на банкет. Мы с Джудит отвечаем за угощение,
и, могу вас заверить - на столе есть все, что только можно себе представить
(смех). Ваша задача - выбирать; не обязательно есть все подряд. Одни кушанья вы
уже знаете, другие захотите отведать, потому что любите их. Есть и такие,
которых вы никогда не пробовали. Можете попробовать кусочек и посмотреть,
понравится ли вам. Так что ваша роль - роль гостей на банкете. Не нужно
объедаться. Но, конечно же, я хочу, чтобы вы попробовали все.
В целом, цель этого семинара - провести внутри каждого из нас внутренние
преобразования, как структурные, так и динамические. Эти преобразования -
необходимая предпосылка расцвета личной гениальности.
Джуди: Мы собираемся заняться проблемой артистизма. Любой художественный
акт требует некоторого уровня владения навыками. Если вы овладели навыками,
техникой, то вы знаете правила. А если вы знаете правила, то можете гармонично
их обходить. Это и есть артистизм. Итак, овладевая техникой, вы двигаетесь к
искусству - двигаетесь к экологии. К более глубоким и многоуровневым
репрезентациям. Вот что мы будем здесь делать.
Джон: Дети, особенно в период овладения языком, часто создают вербальные
репрезентации, которые кажутся нам поэтичными. В синтаксической структуре
предложения они соединяют то, чего мы бы никогда не соединили, по крайней мере,
став взрослыми. Они приписывают миру одушевленность, которая, кажется,
отсутствует в сознании взрослых. Это чувство полной вовлеченности,
отождествления себя с миром напоминает нам о возможностях, которые мы, возможно,
утратили, став взрослыми. Соединяя в синтаксических построениях
последовательности слов, которые мы, взрослые, никогда не признали бы
связанными, ребенок создает своеобразную поэзию. Часто причина его высказываний
- различия в восприятии, и эти различия более глубокие, чем просто недостаток
лингвистической компетентности, которую ребенок все еще приобретает. И иногда
случайное сочетание слов запускает у взрослого слушателя репрезентации,
недоступные ему в состоянии нормального восприятия.
Джуди: Что бы мы ни делали, важно полностью учитывать оба внимания. Мы
собираемся развернуть обсуждение, пройти вместе с вами через определенные
переживания, предлагающие некоторые виды взаимоотношений между первым и вторым
вниманием. Взаимоотношения уважения, связи, контакта, понимания того, какие
функции соответствуют первому вниманию, а какие лучше всего выполнять с помощью
второго внимания. Второе внимание скрывает богатства, которых мы обычно не
замечаем в мире первого внимания - эти возможности огромны, и они остаются
всего лишь намеками в обычном состоянии сознания. Первое внимание очень
целенаправленно, очень целеустремленно, очень ориентировано на результат, и при
этом не слишком мудро. Мы ищем модели, которые могут служить примером сложных
отношений между первым и вторым вниманием. Одна из областей, богатых такими
примерами - традиционные культуры.
Джон: Что происходит, когда вступают в контакт две культуры, техническая и
традиционная? Как правило, представители техногенного общества ведут себя очень
и очень целенаправленно, они очень ориентированы на первое внимание. И на
культурном уровне в короткой схватке между первым и вторым вниманием первое
внимание, скорее всего, будет доминировать, скорее всего, победит. И чувство
потери, ощущение страдания, когда разрушается различие, доступное традиционным
народам - в демонстрации очевидного, с точки зрения второго внимания,
недостатка мудрости первого внимания. Если вы работаете в психотерапии,
образовании или занимаетесь бизнес-консультированием, то наверняка знаете, как
важно для личного здоровья и благосостояния любого человека равновесие между
первым и вторым вниманием. И в группе, и на индивидуальном уровне возникают
серьезные последствия того, каким образом происходит взаимодействие первого и
второго внимания.
Несколько лет назад нам, Джудит и мне, посчастливилось прожить около двух
лет на одном участке земли вместе с двумя замечательными людьми. Таких
личностей действительно очень мало. Одним из этих удивительных людей, с
которыми пересеклись наши пути, был высокий, сутулый англичанин по имени
Грегори Бейтсон. Обыкновенно он бродил по окрестностям, тщательно исследуя мир,
делая какие-то собственные наблюдения, один из гениев, контактом с которым я
действительно дорожу. И хотя за содержание этого семинара полную
ответственность несем мы, Джудит Делозье и я, в то же время, мы очень и очень
тесно связаны с работой Грегори...
Джуди: ...И мы хотим расширить ее... Заполнить некоторые пробелы. Я хочу
кое-что прочесть из статьи Грегори Бейтсона «Стиль, благодать <В английском
языке слово «grace» имеет несколько значений: благодать, грация, изящество,
милость господня. В данном тексте важна именно эта многозначность. К сожалению,
|
|