|
Джон: Эта точка будет здесь, правильно? С другой стороны, если у нас есть
уравнение типа x = y2, мы переходим к нелинейной репрезентации. Так вы получите
кривую.
Пусть x = 2 и x = 4. Помните алгебру из средней школы?
Женщина: Почему мы получим кривую?
Джон: Возьмите кусок миллиметровки и проверьте. Теперь самое интересное.
Итак, одну группу испытуемых вы просите отслеживать только те пятна, которые
движутся линейно, а вторую группу просите отслеживать только те, что движутся
нелинейно. А потом, после того, как они научились прослеживать пятна, меняете
их местами. Результаты покажут почти полное отсутствие переноса навыков. То
есть кривая обучения, через которое они снова проходят, кажется совершенно не
связанной с их предыдущим опытом - не важно начнут ли они с линейной или с
нелинейной задачи. Оказавшись в других условиях, они начинают учиться заново.
Это удивляло Бейтсона. Почему это удивляло Бейтсона? Он спрашивал: «Как
происходит, что в обучающем опыте представителей нашего вида учитываются эти
символические различия в репрезентациях между линейными и нелинейными
функциями?» И это - мой вопрос к вам. Какова связь?
Том: Символы описывают наш реальный опыт.
Джон: Скажите громче, Том.
Том: Символы нужны, чтобы описывать наш опыт и поэтому здесь учитываются
не символы, а наш опыт.
Джон: ...Который смоделирован...
Том: ...Этими символами.
Джон: Итак, вы понимаете, как первое внимание, линейное мышление
представляет себе эту проблему, если рассматривать ее таким образом - я просто
описываю проблему линейно, и заманиваю вас в ловушку линейного мышления. Но
если вы скажете: «Секундочку! Откуда все это взялось? Мы же не получили это
вместе с десятью заповедями».
Джуди: Они одну скрижаль потеряли. (смех)
Джон: Их вообще было пятнадцать.
Джуди: Как раз эта была на потерянной.
Джон: Грегори говорит, что, если мы не научимся думать в терминах петель,
учитывающих целостность циркуляции, то попадем в большие неприятности.
Техногенное общество предрасположено все время находиться в первом внимании, и
это может создать нам большие проблемы. И делая это замечание, он признается,
что сам все еще не овладел последовательным кибернетическим мышлением. И то,
что он удивлен этим экспериментом отслеживания - явное свидетельство, что он
еще не полностью сформулировал понятие кибернетического мышления. Потому что,
как сказал Том, это ни что иное, как символическая репрезентация нашего опыта
различий между прямыми и кривыми линиями.
Точно так же и лингвист, профессионально изучающий синтаксис, использует
собственные петли, чтобы узнать, вписывается ли то, что он делает, в грамматику,
которая репрезентирована неврологически. Так называемая «самая чистая» из всех
наук, математика, сама по себе основана на той же самой кибернетической петле.
У нас есть определенные фильтры по отношению к миру, которые передают
информацию через наш сенсорный аппарат во второе внимание и затем в сознание, в
первое внимание. И поэтому наши символические репрезентации всегда оказываются
замечательным сочетанием того, что мы можем репрезентировать с тем, чем
является мир на самом деле. Но чтобы оценить, чем может стать эпистемология,
нужно рассматривать обе стороны петли.
Джордж: Я все еще озадачен тем, что Бейтсон был этим озадачен. Вы говорите,
что навык работы с линейными функциям поддаётся переносу, тогда как существуют
классы нелинейных функций...
Джон: Нет. Я говорю, что люди и отслеживают, и учатся по-другому, когда
сталкиваются с задачей, в которой нужно отслеживать линейные функции, в
противоположность нелинейным. Теперь, на мета-уровне, там, где вы впервые
задаете этот вопрос: «Я удивлен, что Грегори был удивлен». Грегори был удивлен,
потому что думал линейно. Противоядие от подобного линейного мышления - то, что
сказал Том: «Откуда, черт возьми, взялись эти символические репрезентации?» И
ответ - они пришли к нам через наш сенсорный аппарат, и мы создали специальную
репрезентативную систему, которая создала различие. И это различие касается
отношений между миром и нашей собственной неврологией, а не только мира самого
по себе. Это - заявление о взаимодействии между нашими петлями и миром. Теперь,
ваш второй вопрос мне тоже интересен, хотя он и не уместен в нашем обсуждении.
Понимаете?... Смотрите, в чем тут смысл. Обратите внимание, информация, чтобы
стать человеческим знанием, обязательно должна быть отфильтрована сквозь
человеческую неврологию и затем репрезентирована. Неврологические фильтры и
смещение репрезентативных кодов гарантируют, что человеческое знание всегда
будет продуктом как того, что есть в мире, так и всех искажений нашей
неврологии. Даже физик, работающий здесь неподалеку в SLAC (Стэнфордский
линейный акселератор), используя аппаратуру, чтобы достичь репрезентации,
которая может привести к «пониманию», должен пропустить «данные» через свою
собственную нервную систему. Это - смысл, в котором вся человеческая
деятельность - физика, танцы, биология, бизнес, музыка, авиация и так далее -
происходит в пределах мета-науки, к которой призывает Бейтсон, эпистемологии.
Женщина: Я продолжаю думать, что опыт, который имела сегодня утром на
мосту - результат другого способа смотреть на мир. Я чувствовала себя так, как
будто снова учусь ходить. Как будто мне было трудно держаться на ногах из-за
того, как я воспринимала информацию. Было такое ощущение.., как будто я
запрограммирована действовать так, как привыкла это делать, в отличие от того,
|
|