|
ической высоте (например, положения стоя и сидя) может оказаться неверным
сигналом, поэтому при подстройке нужно учитывать и этот параметр. Если во время
разговора ваш собеседник ходит взад-вперед, а вы раскинулись в низком кресле в
другом конце комнаты, вряд ли вам удастся установить раппорт. В таком случае
вам следует либо присоединиться к подвижной манере собеседника, либо добиться
хоть частичной подстройки — просто встать с кресла. Учитывайте не только язык
тела и жестов, но и все макроаспекты подстройки.
Микроподстройка
Глубина подстройки образует сплошной спектр частностей, То же относится и
к типам подстройки. Например, при хорошей микроподстройке учитываются тончайшие
физиологические изменения. Хотя такая подстройка требует острой
наблюдательности, с ее помощью вы совершенно незаметно сможете добиться мощного
раппорта. Тщательно наблюдая за человеком, вы очень скоро начнете замечать
многочисленные индивидуальные особенности, каждая из которых может обернуться
эффективным средством установки раппорта. Собеседник не замечает характерных
признаков собственного поведения, особенно на микроуровне; аналогичным образом
он не заметит ваших действий, направленных на подстройку, — однако сам раппорт
при этом может быть установлен без каких-либо затруднений.
Некоторые их этих приемов могут показаться странными и даже
неестественными, но подстройка действительно очень помогает установить раппорт.
А что случится, если собеседник заметит ваши усилия к нему подстроиться? Прежде
всего, такое происходит очень редко. Если же это случилось, то вы, скорее всего,
нарушили одно из описанных правил, вышли из своей «зоны комфорта» либо
позабыли о необходимости всяческого соблюдения такта.
Что делать, если вам придется общаться с человеком, который тоже знаком с
техниками подстройки? Такое иногда случается в кругу коммерсантов и
консультантов. Здесь обнаруживается любопытная закономерность: чаще всего такой
собеседник с большим уважением отнесется к вашим профессиональным навыкам
общения. В конечном счете, как мы уже знаем, подстройка подразумевает не
манипулирование собеседником, а умение лучше его понять и таким образом достичь
взаимовыгодного результата.
2. Подстройка к голосу
Иногда (например, при телефонном разговоре, когда вы не видите
собеседника) физиологическая настройка окажется невозможной или неуместной.
Однако высота и тон вашего голоса тоже составляют немаловажный параметр общения.
Согласно многим исследованиям, сам по себе голос нередко оказывает большее
влияние, чем произносимые слова. В любом случае, чем больше параметров вы
учитываете при подстройке, тем эффективнее установленный вами раппорт. Это
означает, что в сущности вам нужно постараться понять собеседника и
подстроиться к нему во всех сферах, по всем параметрам.
К индивидуальным особенностям, которые вы можете выявить в голосе
собеседника, относятся:
• Громкость (Как он говорит — громко или тихо?)
• Темп (Быстро или медленно?)
• Ритм (Удается ли вам уловить в его словах единую мелодию? Возможно, он
произносит их отрывисто, в ритме стаккато?)
• Высота (Какой у него голос, высокий или низкий?)
• Тембр (Какие в его голосе имеются особенности? Голос звонкий или
хриплый?)
• Интонация (Какие чувства собеседник подчеркивает голосом?)
• Произношение (Использует ли собеседник какие-либо характерные слова или
диалектические выражения?)
Как обычно, начинайте с подстройки к одной характеристике, а затем, по
мере накопления опыта, дополняйте ее другими. Прежде всего, не забывайте о
содержании беседы. Раппорт чем-то похож на танец. Вносите любые изменения как
можно более естественно и незаметно. Помните, что вам не следует слишком
отдаляться от собственной зоны комфорта.
Не пытайтесь подражать диалектному произношению и особенностям дикции —
собеседник может подумать, что вы его передразниваете! С другой стороны,
старайтесь подстроиться к общему уровню разговора (как происходит при общении с
ребенком или человеком намного старше вас) и его стилю (в плане
формально-логической отчетливости).
3. Подстройка к языку и образу мышления
Отмечая про себя, насколько по-разному ведут себя люди в повседневном
общении, вы начнете все более точно идентифицировать их образ мышления и
соответствующие предпочтения, предвзятости в оценках и восприятии. Удачная
подстройка к образу мышления человека обеспечивает мощный раппорт. Описанная на
первом уроке модель НЛП показывает, что наш образ мышления, проявляющийся в
функционировании трех основных органов чувств, отражает то, как мы пользуемся
своими чувствами, когда обращаем их вовне.
Визуальное мышление
Люди, мыслящие главным образом визуально, склонны пользоваться в своей
речи образными словами и выражениями:
например, «у меня сложилась картина происходящего» или «давайте посмотрим
на это с другой точки зрения». С таким человеком можно установить раппорт,
сместившись к такому же образу мышления, то есть мысленно представляя себе то,
о чем он говорит, и пользуясь сходными «словами-ощущениями»; в НЛП они
называются сенсорными предикатами.
Аудиальное мышление
Сходным образом предикаты, связанные со слухом (например, «я прекрасно
слышу, о чем вы говорите» или «как по мне, звучит неплохо»), могут
свидетел
|
|