Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: НЛП и DHE :: Александр Любимов - Психотехнология Успеха 1
 [Весь Текст]
Страница: из 12
 <<-
 
Александр Любимов
Психотехнология Успеха 1
Пресуппозиции НЛП



1. Карта — это не территория. У каждой личности — своя собственная карта мира.

2. Разум и тело — части одной и той же кибернетической системы.

3. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.

4. Самый тонкий элемент системы определяет ее стабильность.

5. Субъективный опыт состоит из образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и 
запахов.

6. Смысл коммуникации  заключается в той реакции, которую она вызывает.

7. Не бывает поражений — бывает только обратная связь.

8. Любое поведение представляет собой наилучший выбор, доступный на данный 
момент.

9. Намерение любого поведения — позитивно.

10. Каждый из нас обладает всеми ресурсами, нужными для достижения собственных 
целей. Каждый создает свою собственную реальность.

11. Если хотя бы один человек на Земле умеет делать что-то, то этому могут 
научиться все.
12. Вселенная, в которой мы живем, дружелюбна и изобильна.

Рамки НЛП.

Результат
Первая рамка – ориентация на результат, а не на проблему. Это означает, что вы 
думаете о том, что вы хотите получить, находите необходимые решения и 
используете их для продвижения вперед. 
Ориентацию на проблемы часто называют “рамкой обвинения”. Заключается она в 
тщательном анализе причин того, что что-то идет не так, как нужно. Это обычно 
приводит к тому, что человек чувствует себя еще хуже, но при этом никак не 
продвигается к решению проблемы.КАК?
Вторая рамка заключается в том, чтобы задавать себе вопрос “как?”, а не  
“почему?”. Вопрос “как?” приведет вас к пониманию структуры проблемы. Вопрос  
“почему?”, скорее всего, поможет найти оправдывающие обстоятельства и причины, 
ничего не изменяя.Обратная Связь
Третья рамка – это обратная связь вместо неудачи. Не существует такой вещи, как 
неудача, существуют только результаты. Они могут быть использованы в качестве 
обратной связи, корректировке, прекрасной возможности заметить то, чему вы 
раньше не придавали значения. Неудача – это всего лишь способ описания 
результата к которому вы стремитесь. Это два принципиально различных способа 
мышления.Возможность.
Четвертая рамка в том, чтобы рассматривать возможность, а не необходимость. И 
снова это лишь изменение точки зрения. Сосредоточьтесь на том, что вы можете 
сделать, на имеющихся возможностях, а не на ограничивающих вас обстоятельствах. 
Часто барьеры оказываются не столь неприступными, как казалось вначале.Право на 
ошибку.
Пятая рамка в том, что когда мы чему-то учимся, мы можем ошибаться. Страх 
ошибки только мешает пробовать что-то новое. Если разрешить себе ошибаться 
(используя ошибки для обучения как обратную связь по поводу собственных 
действий), то, скорее всего, мы сможем это делать гораздо быстрее и легче.  
Ресурсы.
Еще одна полезная идея заключается в том, что все мы имеем или можем создать 
внутренние ресурсы, необходимые для достижения наших целей. Вы с большей 
вероятностью добьетесь успеха, если будете действовать в предположении, как 
будто это верно, нежили предполагая обратное.Экология.
И одна из самых важных рамок – экология. Следите за тем, чтобы то, что вы 
делаете, не вредило вам и другим людям. Или по другому: не станет ли хуже вам 
или другому человеку от ваших попыток сделать лучше?
"Думайте о чем вы молитесь, а то вы можете это получить".

Якоря.
Якорь – метка в сознании человека, которая отвечает за вызов у него конкретного 
состояния. Якоря могут возникать естественным образом и устанавливаться 
намеренно.
Якорение – процесс, посредством которого любое событие (звук, слово, поднятие 
руки, интонация, прикосновение) внутреннее или внешнее, может быть связано с 
некоторой реакцией или состоянием и запускать ее проявление. 
Положительный Якорь – якорь, вызывающий ресурсное состояние (приятное 
переживание).
Отрицательный Якорь – якорь, вызывающий нересурсное состояние (неприятное 
переживание).
Стимул (триггер) – событие, которое собственно является якорем и запускает 
переживание: прикосновение, характерный  голос, жест и т.д.
Переякорение – замена стимула (триггера), вызывающего состояниеПравила 
установки якорей.
Максимум переживания. 
Якорь ставится на “пике” переживания. И именно в момент "пика". Это очень важно.
 Только в этом случае произойдет связывание: наш мозг свяжет состояние и 
внешнее событие.
Например, телевизор скорее всего не является якорем на страх и радость, хотя 
возможно вы и регулярно испытываете их, когда смотрите на те картинки, которые 
он вам показывает. Просто телевизор вы видите не только в тот момент, когда вы 
испытываете именно эти чувства. Чистота состояния.
Желательно, чтобы состояние было чистым: чёткие ощущения, мысли, образы 
связанные именно с этим конкретным состоянием.
Иногда полезно несколько раз ввести Клиента в состояние, чтобы состояние было 
более определённым. Нестандартность. 
Якорь – это что-то нестандартное, не совсем обычное. Это может быть движение, 
звук, прикосновение, которые не совсем привычны для данного человека.Точность. 
Вы воспроизводите якорь чрезвычайно точно: точно такой же звук или слово, 
произнесенное с точно такой же интонацией, точно такое же движение или 
прикосновение.
Например, некоторые считают, что если при воспроизведении кинестетического 
якоря нажать сильнее, чем при установке, то и реакция будет интенсивнее. Ан 
нет! Результат будет хуже (если вообще будет).Якорем может быть:
1. Прикосновение.
2. Интонация.
3. Звук.
4. Время.
5. Место.
6. Образ.
7. Предмет.
8. Движение.
9. Последовательность действий.
10. Запах.

Наложение якорей.
Наложение якорей – организация якорения таким образом, чтобы один и тот же 
якорь (стимул) запускал несколько состояний.
При наложении якорей состояния не смешиваются, у человека просто появляется 
быстрый доступ к каждому из заякорённых состояний.
Наложение обычно используется для "сборки" ресурсных состояний. Интеграция 
якорей
Объединение якорей, обычно одной полярности. В результате интеграции появляется 
некое новое состояние, получившееся из объединения предыдущих.
Коллапс якорей
Если интегрировать якоря разной полярности то происходит "схлопывание", коллапс.
 Якоря как бы уничтожают друг друга. Например, если вы попробуете запустить 
один из уже сколлапсированных якорей, то у человека не будет меняться состояние.

Коллапс якорей используется для устойчивого изменения состояния в различных 
ситуациях, уничтожения нежелательных якорей, для изменения отношения и т.д.
Ставим якорь: по шагам.
Если вы работаете с Клиентом –  помните о том, что вначале надо установить 
раппорт.
0. Определяем состояние.
Сначала определитесь: какое состояние нужно для работы. 
1. Вызов состояния.
Вызовите состояние, которое определили в предыдущем пункте. Старайтесь вызвать 
максимально "чистое" состояние.
2. Калибровка и установка якоря.
Если вы получили доступ к нужному состоянию – вы калибруете, то есть 
запоминаете невербальные признаки состояния, и ставите якорь. Помните, что 
якорь надо ставить на пике состояния.
3. Разбивка состояния.
Теперь нужно Клиента отвлечь, перевести в какое-нибудь нейтральное состояние. 
Например, можете предложить ему оглядеться вокруг или спросите "который час".

[Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и 
соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. 
Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в 
"горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного 
результата!]

4. Проверка якоря.
Вы воспроизводите стимул и калибруете реакцию (из шага 2). Это может быть в 
совершенно любом контексте: вы просто проверяете. Если реакция есть, пусть даже 
не столь интенсивная, как при калибровке – всё нормально. 
Если реакции нет:
1. Проверьте, точно ли вы воспроизвели стимул. Попробуйте её раз, но более 
точно.
2. Если вы уверены, что воспроизвели стимул точно, возвращайтесь на шаг "1" и 
повторите процесс.
5. Использование якоря.
Вы воспроизводите якорь в нужном вам контексте, чтобы в нужный момент Клиент 
вошёл в желаемое состояние.

Шкалирование состояния.
1. Состояние.
Определите состояние, управлять которым вы хотите научиться.
2. Шкала.


Представьте себе шкалу. Для этого просто определите максимально возможный в 
принципе уровень эмоции как 100%. И определите, какой уровень этой состояние по 
этой шкале у вас прямо сейчас. Это может быть хоть 1%, хоть 65%.
3. Максимальный уровень.
Ваша задача постепенно увеличивая интенсивность состояния достигнуть 
стопроцентного уровня.
4. Путешествие по шкале. 
Аккуратно пройдитесь несколько раз по шкале от нуля до ста процентов и обратно, 
с шагом в три-пять процентов.
5. Обобщение.
Оцените результаты процесса. 
Что он вам дал? 
Как вы можете пользоваться полученным навыком в жизни?

Хорошо сформулированный результат.
1. Цель позитивно сформулирована;
2. Контролируется вами.
3. Описывается сенсорным языком.
4. Соответствует контексту.
5. Цель экологична.
6. Подходящего размера.
7. Включает необходимые ресурсы.
1. Позитивно сформулирована.
Цель сформулирована как то, "что вы хотите достичь", а не то "от чего вы 
уходите". 
Купить машину, выйти замуж, сделать карьеру, поехать в отпуск в Испанию.
Избавиться от неудач, перестать болеть, уйти с этой работы, не опаздывать.
? Утвердительно  ли сформулирована ваша цель? 
Если нет - сформулируйте цель позитивно.
2. Контролируется вами.
Мы можем контролировать свои мысли и эмоции, но не можем этого делать с другими 
людьми. Хотя можем определённым образом воздействовать на этих людей при помощи 
нашего поведения.
Замотивировать Иванова подписать договор, обрести уверенность в себе, убедить 
мужа сделать ремонт.
Совершить мировую революцию, чтобы муж не пил, изменить представления о фирме.
? Контролируете ли вы и только вы ваш результат?
? Связано ли достижение вашего результата с кем-нибудь ещё?
Если нет – определите свою зону ответственности и переформулируйте цель.
3. Описывается сенсорным языком.
Достижение цели можно проверить сенсорно, на уровне органов чувств.
? Как вы узнаете, что достигли результата?
? Что вы будете видеть, слышать и чувствовать, когда достигнете результата?
4. Соответствует контексту.
Определите ситуации, для которых желаемое поведение является подходящим, и для 
которых оно не подходит.
? Где, когда и с кем вы хотите этого?
5. Цель экологична.
При достижении цели вы сохраните все выгоды текущего состояния. 
? Что вы потеряете, если достигните результата?
? Согласны ли вы с этими потерями ради достижения результата?
? Как вы можете компенсировать эти потери (или обойти их)?
Если не согласны и не можете обойти препятствие – вернитесь на первый шаг и 
переформулируйте цель.
6. Подходящего размера.
? Имеет ли результат подходящие размеры?
Если он слишком велик, разбейте конечный результат на более мелкие. Сделайте их 
достаточно ясными и достижимыми. 
7. Включает необходимые ресурсы.
Определите ресурсы, нужные вам для достижения цели.
? Какие ресурсы нужны вам для достижения цели?
? Можете ли вы иметь к ним доступ?
Если нет – сформулируйте доступ к ресурсам как цель.
8. Исследование препятствий.
? Что мешает вам начать достигать (достигнуть) цель прямо сейчас?
? Какие препятствия могут встретиться на вашем пути?
? Что вы можете сделать для преодоления этих препятствий?
Если препятствия на данный момент "не преодолимы" – переформулируйте их 
преодоление в цель и пройдите весь процесс для этой новой цели.
10. Подстройка к будущему.
Определите первые конкретные шаги, с которых в начнёте процесс достижения ваших 
целей.
? Какой будет первый шаг по достижению цели?

Логические уровни.
Карта человека представляет из себя достаточно стройную иерархию. Каждый 
последующий уровень более обобщен и влияет на все низлежащие уровни. То есть 
изменение более верхнего уровня ведет к изменению всех нижних уровней, но 
изменение нижнего уровня не обязательно ведет к изменению верхнего уровня.

Логический Уровень.Характерный вопрос.Фокус внимания.Миссия ДуховностьЗачем?
Ради чего?Взгляд в будущее.
“Я” и Вселенная.Личностное своеобразие.Кто Я?Понятие “Я”.Убеждения.
Ценности.Почему?Разрешение,
мотивация.СпособностиКАК?Направление.
Стратегия.
План.Поведение.ЧТО?Действие.
Реакция.Окружение.Где? Когда? С кем?Контекст.


Текущее состояниеЖелаемое состояние.МиссияИндивидуальностьМетафора:
Метафора:Ценности/
УбежденияМетафора:
Ценности:




Убеждения:






Метафора:
Ценности:




Убеждения:СпособностиМетафора:Метафора:Поведение Метафора:Метафора:Окружение
Метафора:Метафора:
Субмодальности
Визуальные.ПоложениеГде находится картинка?
Где этот образ расположен в пространстве?
Покажите местоположение образа руками.
Картинка слева или справа от центра?
Эта картинка наклонна?РасстояниеКак близко (далеко) от вас находится образ?
Попробуйте показать рукой расстояние до образа.Цветной – ч/бЭто цветное или 
черно-белое?
Есть ли в картинке цвета?Цвета.Какие цвета в этом образе?
Цвета живые, яркие или блеклые?ЯркостьЭта картинка скорее яркая или темная?
В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?ФокусЭтот образ резкий или он 
размыт?
Картинка в фокусе или размыта?ДетальностьНасколько детализирован этот образ?
Деталей много или мало?
Вы видите только общие контуры или можете различать детали?ФонЕсть ли фон? 
ФормаКакой формы эта картинка – круглая, квадратная, прямоугольная?Ассоциация – 
диссоциацияВы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами?
Если диссоциация: 
Вы видите себя справа, слева или сверху?
Вы видите свое лицо или спину?Панорамность.Вы находитесь внутри образа?
Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны?ГраницаЕсть ли у этой 
картинки границы или ее края расплывчаты?
Имеет ли граница цвет?
Как широка эта граница?ДвижениеЭто кино или слайд (фотография)?
Есть ли в этом образе движение или он статичен?
Насколько быстро это движение?ПропорцииРазмеры людей и вещей в этой картинке 
имеют нормальное соотношение, или что-то больше/меньше?РазмерностьЭто плоское 
или объемное?Аудиальные.ПоложениеВы слышите это изнутри или снаружи?
Источник звука расположен внутри вас?
Откуда этот звук исходит?ВысотаКакова высота звука?
Звук скорее высокий или низкий?ГромкостьКакова громкость этого?
Звук громкий или тихий?Моно/стереоЗвук объемный?
Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас?
МонотонностьЭто монотонный звук или скорее мелодия?Темп Это быстро или 
медленно?РитмЕсть ли в этом звуке ритм?
Если есть, попробуйте его показать движением ладони.ДлительностьЭто непрерывное 
или прерывистое?
Кинестетические.КачествоКак бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, 
тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение...ИнтенсивностьНасколько 
сильно это ощущение?ПоложениеГде находится это ощущение?
Покажите рукой местоположение этого.ДвижениеЭто ощущение двигается или 
статично?
Это движение непрерывно или оно происходит волнами?НаправлениеОткуда это 
движение стартует?
Каково направление его движения?
Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете 
его?СкоростьОщущение перемещается быстро или медленно?
Есть ли рывки или это плавное движение?РазмерЭто ощущение имеет стабильный 
размер или расширяется (сжимается)?
Регулирование интенсивности переживаний.
1. Выбор ситуации.
Выберите неприятную ситуацию, интенсивность переживаний относительно которой вы 
хотите изменить.
Определите, что для вас более в ней важно: то, что вы видите или то, что вы 
слышите (что говорят)?
[Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и 
соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. 
Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в 
"горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного 
результата!]
2 а. Работа со звуком.
* Обычно в аудиальном канале субмодальность отвечающая за интенсивность 
переживания это громкость.
Уменьшайте громкость звука до тех пор, пока интенсивность переживания не станет 
более приемлемым. Можно представить, что перед вами регулятор громкости. Или 
дистанционный пульт от телевизора и вы уменьшаете звук. А возможно это у вас 
получиться само собой.
2 б. Работа  с изображением.
* В визуальном канале субмодальности обычно отвечающие за интенсивность 
переживания это 
расстояние до картинки;
размер картинки;
яркость;
размытость.
Отодвиньте картинку на такое расстояние, чтобы эта ситуация вызывала у вас 
чувства приемлемой интенсивности. Если не получается сразу, можно попробовать 
"взять ее руками" и отодвинуть. Можно поработать с яркостью или размытостью. 
Посмотрите, что влияет сильнее, с этим и работайте.
3. Изменение интенсивности переживания. 
После того, как вы смогли уменьшить звук, отвлекитесь. Потом попробуйте 
вспомнить ситуацию в первоначальном варианте и опять уменьшите громкость 
(отодвиньте картинку). Так надо сделать раз 5-7. 
Учтите, что уменьшать громкость (отодвигать картинку) надо очень быстро, 
стараясь с каждым разом делать все быстрее и быстрее. Вспоминать можно и 
медленно, а вот уменьшать звук (отодвигать картинку) надо стараться чрезвычайно 
быстро.
* Или с яркостью, если она влияет сильнее. Или с размытостью...
4. Проверка. 
Попробуйте после этого восстановить ситуацию в первоначальном виде. Если все 
работает – звук сам, без вашего вмешательства, станет тише. (Картинка 
отдвигается, становится более размытой и тому подобное). Если нет - попробуйте 
проделать пункт "3" еще раз, но на большей скорости. 
5. Создание навыка. 
Теперь мы можем создать навык "автоматического" управления интенсивностью 
переживания. Так, чтобы процесс проходил вполне бессознательно.
Для этого проделайте пункты 1-4 еще с 3-4 ситуациями из различных контекстов.
6. Проверка работоспособности.
Теперь вспомните несколько неприятных ситуаций из различных контекстов. Если 
ситуации сами изменяются так, что интенсивности переживаний уменьшается, то всё 
работает. Если нет – вернитесь на предыдущий шаг и проделайте процесс ещё с 3-4 
ситуациями из различных контекстов.


В данном упражнении стоит обратить внимание на следующее. Для некоторых главное 
в ситуации будет отдаление картинки, а звук будет не столь важен. Для других 
основное – это звук, что ему говорят. Тогда ему лучше и работать, в первую 
очередь, со звуком. Обычно у таких людей одновременно с уменьшением звука, 
картинка тоже либо отдаляется, либо темнеет, либо покрывается туманом и т.п.

Смена субмодальностей неприятной ситуации.
В парах: Оператор и Клиент.
1. Ситуации.
Клиенту нужно выбрать из собственного опыта две ситуации:
"Рабочую" – отношение к которой вы хотите изменить.
"Эталонную" – ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные 
переживания.
Оператор калибрует внешние невербальные признаки Клиента в каждой ситуации.
2. Субмодальные отличия.
Составьте список субмодальных отличий "Рабочей" и "Эталонной" ситуации (3-5).
3. Изменение.
Замените субмодальности "Рабочей" ситуации на субмодальности "Эталонной".
4. Проверка.
Если оценка ситуации стала желательной, то вы закончили. Если нет, то вернитесь 
на шаг "2" и найдите еще несколько отличий.
5. Новые возможности.
Попросите Клиента вспомнить "Рабочую" ситуацию и проверьте невербальные 
признаки. Попросите его подумать о том, как бы он мог вести себя в этой 
ситуации по другому. Найдите не менее 3-х вариантов нового поведения.
От замешательства к пониманию.
В парах: Оператор и Клиент.
1. Замешательство и понимание.
Клиенту нужно выбрать из собственного опыта две вещи, относительно которых:
1. Он испытывает "замешательство" – то есть у него есть информация, но пока она 
еще организована неправильно. 
2. То, что он может характеризовать как "понимание". "Понимание" должно быть из 
той же области, что и "замешательство". Например, если вы хотите понять 
устройство трактора можно взять понимание устройства миксера.
Оператор калибрует внешние невербальные признаки Клиента в каждой ситуации.
2. Субмодальные отличия.
Составьте список субмодальных отличий "Рабочей" и "Эталонной" ситуации. Чем 
больше, тем лучше.
3. Критическая субмодальность.
Меняйте субмодальности по одной (после каждого шага возвращая всё к исходному 
состоянию) до тех пор, пока не найдете критическую субмодальность – то есть 
субмодальность, изменение которой превратит "замешательство" в "понимание". 
Одновременно с этим должны измениться и остальные субмодальности 
"замешательства".
4. Проверка.
Спросите Клиента, понимает ли он то, что раньше вызывало "замешательство". 
Калибруйте его невербальную реакцию.
Если "Да" – то вы закончили.
Если "Нет" – то вы возвращаетесь на предыдущий шаг.
Если "Частично нет" – то вы "подгоняете" субмодальности нового понимания более 
точно под субмодальности понимания. 
Здесь вы действуете как в технике "Смена субмодальностей неприятной ситуации".
* Помните, что никто никогда ничего не понимает до конца. Это нормально. Это 
сохраняет интерес к жизни. 

"Взмах".
1. Определение визуального ключа.
Определите визуальный ключ – это либо образ, запускающий поведение (что лучше), 
либо образ, обязательно присутствующий в процессе. Например, рука с сигаретой, 
в случае с курением. 
Также важно сделать ключ как можно менее специфичным (универсальным), то есть 
чтобы он повторялся во всех системах. В примере с курением: не конкретная пачка 
сигарет, а рука с сигаретой.
Этот образ должен быть ассоциированным.2. Образ желательного состояния.
Создайте образ желательного состояния.
Критерии образа желаемого состояния:
1. отражает способности и качества человека, а не поведение;
2. обладает способностью создавать новые варианты поведения;
3. диссоциирован от клиента;
4. имеет размытый фон;
5. нравится клиенту.3. Замена. 
Теперь замените эти две картинки.
1. Представьте образ "ключа" (ассоциированная картинка с образом проблемного 
поведения.)
2. Очень быстро замените его на образ желательного состояния. 
Метафоры: 
слайд-проектор с двумя слайдами; 
резкая смена кадра; 
маленькая картинка желательного поведения в углу большой картинки ключа), 
вырастая заслоняет её и т.д.
3. Отвлечение: посмотрите вокруг.
4. Повторите процедуру 5-7 раз. Старайтесь с каждым шагом ускорять процесс 
замены образов. Вы достаточно долго можете смотреть на образ ключа, на образ 
"желательного Я", но замена должна происходить очень быстро. Для скорости можно 
помогать себе щелчком пальцев, взмахом руки.6. Проверка новой стратегии. 
а) Предложите клиенту вспомнить образ визуального ключа и откалибруйте его 
физиологию. Отличается ли это состояние от состояния на первом шаге техники? 
Также узнайте, насколько легко клиенту удерживать образ визуального ключа.
[Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и 
соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. 
Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в 
"горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного 
результата!]
б)  Поведенческая проверка. Предложите клиенту сделать что-нибудь, что раньше 
запускало его привычку. Как легко он может теперь останавливать автоматическое 
поведение и управлять им?
7. Подстройка к будущему. 
Предложите Клиенту представить себя в 3-4 ситуациях в будущем, в которых бы 
раньше возникало проблемное поведение. 

Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, вернитесь и снова 
проделайте технику взмаха. Посмотрите, можете ли вы понять, что упустили или 
что еще вы можете сделать, чтобы этот процесс заработал.

 Интеграция противоположных частей.

1. Противоречие.
Определите поведение или желание, которое вас не устраивает, и что вы хотите 
вместо этого/ одновременно с этим:
* С одной стороны я хочу А, с другой – Б.
* Утром хочется ещё поваляться, но надо идти на работу.
2. Ассоциация.
Обозначьте части, ответственные за каждое поведение /желание.
Найти для каждой части:
1. Подходящую руку.
2. Имя.
3. Образ
4. Характерную фразу.Например: трудно вставать по утрам. 
? С одной стороны надо идти на работу, с другой стороны ещё хочется поваляться.
Часть АЧасть Б1. Правая рука. 
2. "Комфортная" часть.
3. Серое облако.
4. – Давай ещё поваляемся.1. Левая рука.
2. "астойчивая" часть.
3. Серебристый шар.
4. – Надо вставать.3. Намеренье.
Выясните намеренье каждой части.
4. Общее намеренье.
Задавайте вопросы каждой части до тех пор, пока не определите общее намеренья.

1. Зачем тебе [это] нужно?
2. Что тебе [это] даст?
3. Если ты получишь [это] целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться 
следующему?
4. Что для тебя более важно чем [это]?
5. Если ты владеешь [этим] совершенно и полностью, что ты хочешь, имея [это], 
еще более важное?" 
[это] : намерение из предшествующего шага
5. Интеграция.
После того, как общее намерение определено, предложите частям объединится в 
единое целое для его достижения и, если согласие достигнуто, начинайте медленно 
сводить руки.
6. Новая часть.
Посмотрите, что  вас получилось после интеграции. 
Для получившейся части определите: 

1. имя;
2. образ;
3. характерную фразу.Например:
1. "Действующая часть".
2. Серебристое облако.
3. Сделай выбор и действуй!6. Экологическая проверка.
Спросите себя: "Есть ли части, которые против того, чтобы я проинтегрировался с 
этой новой частью?". 
Если таких частей нет – то вы интегрируетесь с новой частью, "впускаете" её в 
себя.
Если такая часть есть – вы возвращаетесь на первый шаг и работаете с "новой" 
частью, и с частью "которая против".
7. Привязка к  будущему.
Представьте не менее трех ситуаций, связанных с изначальным противоречием, в 
будущем и посмотрите, как вы там себя ведете. 

S.C.O.R.E. 
По Роберту Дилтсу и Тодду Эпштейну.

Модель S.C.O.R.E. - это модель эффективно организованного сбора информации. 
Модель S.C.O.R.E. фокусирует внимание консультанта при сборе информации на ее 
определенных аспектах, указывая наиболее оптимальный путь работы с Клиентом, 
позволяющий за наименьшее количество времени и шагов эффективно продвигаться к 
поставленной цели или совершать изменения.
* В переводе с английского "score" означает  «счет».

S - Симптомы, 
C - Причины, 
O - Результат, 
R - Ресурсы, 
E - Эффекты.

Симптомы/Настоящее  состояние 
Это наиболее заметные (по внешней калибровке) и осознаваемые Клиентом аспекты 
предъявленной ситуации/опыта; состояние, существующее на сегодняшний день.
Например: Страх выступления перед аудиторией. Симптомы: чувство волнения, 
“потеря мысли”, учащенное сердцебиение, сбой дыхательного ритма, легкое 
заикание, скованные жесты, напряжение верхнего плечевого пояса и т.д.
Причины 
Опыт в прошлом, породивший настоящее состояние; что-то, лежащее более глубоко и 
менее осознаваемое, что послужило причиной возникновения и развития данных 
симптомов. 
Например: Однажды, будучи ребенком и учась в первом классе, Клиент читал перед 
классом стихотворение и перепутал слова - весь класс долго смеялся над этим.
Результат/Желаемое состояние
Цель изменений или состояние, которое должно заменить настоящее состояние. 
Например: Способность спокойно и уверенно выступать перед различной аудиторией, 
сохраняя ровное дыхание, расслабленные плечи и руки, мягкий взгляд и более 
громкий голос.
Ресурсы
Элементы опыта, наличие которых позволяет решать настоящую ситуацию; они делают 
возможным переход из настоящего состояния в желаемое.
Например: Чувства  уверенности и спокойствия, расслабленное дыхание, владение 
руками и громкостью голоса.
Эффекты 
Отклики/последствия достижения результата, как для самого Клиента, так и для 
его значимого окружения; состояние в будущем, когда результат уже достигнут. 
Эффекты могут быть как позитивными и, следовательно, усиливать мотивацию к 
достижению желаемого состояния, так и негативными, порой даже дискредитирующими 
само желаемое состояние или противоречащими вопросам экологии.
Например: Это принесет больше уверенности в себе, поможет добиться повышения по 
службе, что улучшит благосостояние семьи, а также позволит быть более 
раскованным в компании.

Техника “S.C.O.R.E.  на линии времени”



* (в) – буквами обозначены соответствующие переходы на рисунке.

1. Линия Времени.
Определите Линию Времени на полу (3-7 метров) и отметьте, где находится прошлое,
 настоящее и будущее.
2. Симптомы.
Встаньте на Линии Времени в Настоящее (точка 1) и опишите симптомы Настоящего 
Состояния. 
3. Результаты.
Сойдите с Линии Времени в Мета-позицию (а) и опишите Желаемое состояние.
Сначала представьте себя со стороны (диссоциированно) в том состоянии, в 
котором вы хотели бы быть. 
А потом встаньте на Линию Времени в точку Результатов (б) и ассоциируйтесь с 
собой в Желаемом Состоянии.
Опишите, что Вы чувствуете, видите и слышите, находясь в этом состоянии? Что Вы 
можете теперь делать?
4. Эффекты
Пройдите по Линии Времени в точку Эффектов (в). Ассоциируйтесь с этим 
состоянием. Определите, какие будут последствия, Эффекты для вас и других людей,
 если вы достигните цели.
Сойдите с Линии Времени в Мета-позицию (г), посмотрите на себя со стороны в 
точках 2 и 3 и ещё раз проверьте, действительно ли  это именно та цель, которую 
Вы хотите достичь? Если вы считаете, что её стоит дополнить или изменить, то 
вернитесь на третий шаг (3. Результаты) и сделайте это.
5. Причины.
Перейдите в точку 1 на Линии Времени (д). Ассоциируйтесь с Настоящим состоянием,
 сохраняя это состояние, двигайтесь назад по Линии Времени в ваше прошлое (е) – 
до тех пор, пока отыщите Причины возникновения этого состояния. 
Оператору в момент поиска Причин нужно быть очень аккуратным и внимательным, 
чтобы все время поддерживать партнера в рабочем состоянии!
Сойдите с Линии Времени в Мета-позицию (ж), и диссоциированно наблюдая за собой 
в точке 4 определите Ресурсы, которые были бы вам нужны тогда, чтобы пережить 
ту ситуацию комфортно. Ресурсы могут быть как в прошлом, так в настоящем и 
будущем.

6. Ресурсы.
Через точку 1 войдите на Линию Времени в точку Ресурсов (з), полностью 
переживете их и заякорите это состояние. Удерживая это состояние, перенесите их 
через Мета-позиция в точку 4 (и). Проживите эту ситуацию заново, определяя 
новые выборы. Обратите внимание, как вы себя чувствуете сейчас.
Выйдите с Линии Времени в Мета-позицию и определите, как изменилась эта 
ситуация. Как изменились вы, нужны ли вам еще какие-либо ресурсы? Если да, то 
вернитесь на предыдущий шаг, в тот момент, когда вы определяли Ресурсы (ж).
7. Перенос.
После того, как вы будете уверены в том, что имеете в точке 4 все нужные вам 
Ресурсы, встаньте на Линию Времени в точке 4. Далее медленно пройдите из нее по 
Линии Времени вперед к точкам 1, 2 и 3. Обратите внимание на то, какое влияние 
оказывают Ресурсы на Симптомы и как вы ощущаете возможность достижения 
Результата и его Эффекты.
Выйдите в Мета-позицию и проверьте Экологию всего процесса.
8. Привязка к будущему.
Из Мета-позиции определите первые шаги на пути к цели (Оператор может передать 
якорь на Ресурсы Клиенту). Затем встаньте на Линии Времени в месте, 
соответствующем времени реализации этих шагов и, используя полученный якорь, 
проживите их.

Техника “Быстрое лечение фобий”

1. Создание мощного ресурсного якоря.
Оператор помогает Клиенту получить доступ к мощному положительному переживанию 
(переживаниям) и якорит это состояние. Якорь должен быть Кинестетическим.
2. Диссоциация.
а) 1-я ступень.

Оператор предлагает Клиенту вспомнить 2 события (в виде слайдов на экране): 
одно до события, когда Клиент ещё был в ресурсе (черно-белый слайд) и после 
когда, он пришел в себя и уже был в ресурсе (цветной слайд).
а) 2-я ступень.

Предложите Клиенту мысленно встать позади себя, сидящего в кинотеатре и 
смотрящем на экран. Наблюдать можно и с последнего ряда кинотеатра, и из будки 
киномеханика.
* Если вы замечаете, что Клиенту трудно диссоциироваться, то вы можете 
установить ему якорь на состояние диссоциации.
3. Быстрый просмотр черно-белого фильма..

Находясь во 2-й ступени диссоциации Клиент просматривает черно-белый фильм, 
начинающийся со слайда №1 и заканчивающийся слайдом №2. 
* Весь фильм черно-белый, за исключением слайда №2 – он цветной!
Клиент просматривает фильм несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость 
просмотра.
4. Просмотр задом на перед.
           
Находясь во 2-й ступени диссоциации Клиент очень быстро просматривает 
черно-белый фильм, от слайда № 1 до слайда №2, 



после чего ассоциируется с цветным слайдом №2. После ассоциации со слайдом №2, 
Клиент быстро проживает (ассоциированно) все события задом на перед от слайда 
№2 до черно-белого слайда №1. Дойдя до слайда №1 Клиент сразу переходит во 2-ю 
ступень диссоциации. После этого экран гасится.
После этого эта процедура повторяется, до тех пор, пока Клиент не научится 
делать все очень быстро.
Порядок просмотра: 

ДиссоциацияЧерно-белое кино от слайда № 1 практически до слайда №2.Ассоциация
Ассоциация в цветной слайд №2
Быстрый просмотр фильма задом наперед от слайда №2 до слайда №1Диссоциация
Быстрая диссоциация
Экран гасится4. Проверка.
Предложите Клиенту подумать о бывшем источнике фобической реакции и калибруйте 
его физиологию. Сделайте, по возможности, поведенческую проверку. 
5. Подстройка к будущему.
Предложите Клиенту представить  возможную встречу в будущем с источником бывшей 
фобической реакции или подумать о возможности возникновения подобной ситуации и 
выясните его варианты поведения при этом. Добейтесь от Клиента точной сенсорной 
информации о “критериях осторожности”: как он будет понимать, когда ситуация 
безопасна, а когда стоит быть осторожным и аккуратным.



Техника “Визуально-кинестетическая диссоциация”

Шаги 1-2 этой техники аналогичны  технике “Быстрого лечения фобий”.
1. Создание мощного ресурсного якоря.
Оператор помогает Клиенту получить доступ к мощному положительному переживанию 
(переживаниям) и якорит это состояние. Якорь должен быть Кинестетическим.
2. Диссоциация.
а) 1-я ступень.
Оператор предлагает Клиенту вспомнить 2 события (в виде слайдов на экране): 
одно до события, когда Клиент ещё был в ресурсе и после (черно-белый слайд), 
когда он пришел в себя и уже был в ресурсе (цветной слайд).
а) 2-я ступень.
Предложите Клиенту мысленно встать позади себя, сидящего в кинотеатре и 
смотрящем на экран. Наблюдать можно и с последнего ряда кинотеатра, и из будки 
киномеханика.
3. Просмотр фильма с нормальной скоростью.
Находясь на 2-ой ступени диссоциации, Клиент просматривает с нормальной 
скоростью черно-белый фильм, начиная со Слайда №1 и заканчивая Слайдом №2, но 
при этом фокус его внимания смещается на то, что происходило вокруг, замечает 
детали и мелочи, которых он не заметил тогда, когда это случилось.
4. Путешествие в прошлое.
Когда Клиент досмотрит фильм до цветного Слайда №2, предложите ему мысленно 
отправиться в прошлое - в то время, когда уже произошло это событие (то есть 
ассоциироваться со Слайдом №2). При этом, отправляясь в прошлое, Клиент 
остается “самим собой настоящим” и готовится к общению с “самим собой из 
прошлого”. Задача Клиента на этом этапе — подобрать нужные слова и действия – 
для того, чтобы:
1.  Объяснить “себе более младшему”, что он специально пришел из будущего, 
помочь ему разобраться с этой ситуацией. 
2. Разъяснить ему, что же произошло на самом деле. 
3. Поддержать и успокоить  “себя из прошлого”.
5. Возвращение.
Когда Клиент будет полностью уверен в выполнении своей задачи и поймет, что 
сможет спокойно оставить “себя более младшего” жить дальше самостоятельно, то 
он может попрощаться с ним и вернуться на 1-ю ступень диссоциации для проверки 
результатов своей работы. Если Клиент при взгляде на “себя в прошлом” будет 
удовлетворен его состоянием, то можно перейти к следующему шагу. Если же он 
заметит, что ситуация требует доработки, то это будет сигналом к тому, чтобы 
вернуться в прошлое еще раз и, подобрав новые слова и действия, завершить 
работу.
6. Интеграция.
На этом шаге предложите Клиенту впустить “себя более младшего” в себя как одну 
из своих частей, как часть своего жизненного опыта, и насладиться ощущением 
обладания этой важной для него частью, которая теперь по-новому может 
относиться к прошлой ситуации.
7. Проверка.
Спросите Клиента, что он теперь думает о прошлой ситуации и как он к ней 
относится, при этом калибруйте его физиологию.
8. Подстройка к будущему.
Предложите Клиенту подумать о возможности возникновения в будущем подобной 
ситуации и выясните, как бы он хотел на нее реагировать. Добейтесь от Клиента 
точной сенсорной информации о  “критериях осторожности”: как он будет понимать, 
когда ситуация безопасна, а когда стоит быть осторожным и аккуратным.

“Изменение личностной истории”

В парах: Оператор, Клиент.



1. Установите клиенту якорь на какое-нибудь ресурсное состояние, чтобы он мог 
послужить вам страховкой при работе с нересурсными воспоминаниями. 
2. Установите якорь на нежелательное или неприятное чувство (состояние), 
которое периодически повторяется  и  находится вне контроля клиента.
3. Используйте этот якорь для того, чтобы провести клиента по его личностной 
истории от Настоящего к Прошлому до самого первого момента появления 
неприятного переживания. Каждый раз, когда клиент находит в своем прошлом 
переживание с подобными чувствами, попросите его задержаться там и определить 
время и контекст происходящего события. (Якорь удерживается постоянно на 
протяжении всего процесса воспоминания, однако интенсивность переживаний должна 
быть минимальной!).
4. Когда клиент находит 3-5 событий такого рода (если клиент найдет их больше, 
то выберите из них 3-5 самых интенсивных и значимых), отпустите негативный 
якорь и произведите разбивку состояний, верните клиента в настоящий момент. 
5. Обратитесь к самой ранней из найденных ситуаций и исследуйте диссоциированно,
 какие ресурсы нужны были клиенту в той ситуации, чтобы нормально ее пережить. 
Также найдите триггер, который запускает негативную реакцию.
6. Найдите доступ к каждому названному клиентом ресурсу и заякорите его.
7. Предложите клиенту мысленно вернуться в самую раннюю ситуацию, чтобы, прожив 
ее заново с использованием найденных ресурсов, изменить ее восприятие. 
Используйте для этого одновременное соединение ресурсного и нересурсного якорей.
 (Клиент ассоциируется с нересурсным событием за несколько секунд до триггера).
8. Диссоциируйте клиента от нового переживания и проверьте результат 
привнесенных изменений. Если для полного удовлетворения клиенту мало 
проделанных изменений (вы можете это откалибровать), вернитесь к шагу 4, 
найдите дополнительные ресурсы и добавьте их к уже выбранным ресурсам.
9. Повторите шаги 4 – 7 для каждого последующего опыта, заканчивая сегодняшним 
днем (то есть, сохраняя естественный порядок событий).
10. Проверка. Попросите клиента подумать о бывшем нересурсном состоянии или 
вспомнить события в прошлом, где присутствовало это негативное состояние. 
Проделайте поведенческую проверку и откалибруйте, действительно ли изменилась 
реакция клиента.
11. Экологическая проверка. Спросите клиента, не потеряет ли он чего-нибудь 
важного, если в Будущем он станет реагировать на подобные ситуации по-новому?
12. Подстройка к будущему с применением данных ресурсов. Пусть клиент подумает 
о ситуации в ближайшем будущем, когда ему представится возможность проявить 
свои новые стратегии реагирования. Если нужно, то можно передать клиенту 
ресурсный якорь.



Т.О.Т.Е.
T1Тест 1.
Триггер, Критерий.OОперации. 
Накапливание выборов.T2Тест 2.
Сравнение выборов (О) с тестом (Т1).EВыход.
Точка выбора.

6-ти шаговый рефрейминг.
Пошаговое описание. 
1. Поведение Х.
Определите поведение "Х", которое вы хотите изменить.
* Назовите его любой буквой, цифрой, цветом – только чтобы это было безоценочно.

2. Контакт с частью личности.
Установите контакт с частью личности, ответственной за это поведение:
а)  Установите сигналы “Да” и “Нет”.
б)  Дайте имя этой части:
Согласна ли часть, отвечающая за поведение Х, чтобы ее называли А?
3. Намеренье части А.
Определите намерение части А.
а) – Не хотите ли вы дать мне знать на уровне сознания, что вы хотите для меня 
сделать с помощью поведения Х?
б)  Если получаете ответ “Да”, то попросите сообщить об этом на уровне сознания.

* Если “Нет”, то можно попытаться сделать это сознательно. 
в)  Приемлемо ли это намеренье для сознания?
4. Новое поведение.
Создайте новые варианты поведения, которые бы реализовали данное намерение. На 
уровне подсознания часть А сообщает о своем намерении Творческой Части и 
выбирает 3 новых варианта поведения, более эффективных чем Х, из тех, которые 
придумывает Творческая Часть. Каждый раз, когда происходит выбор, то подается 
сигнал “Да”.
– Согласна ли Творческая Часть помочь части А найти новые варианты поведения?
– А теперь мне бы хотелось, чтобы часть А сообщила о своем намерении Творческой 
Части. А та начала бы создавать новые варианты поведения, из которых часть А 
выбирала бы те, которые более эффективны чем Х.
5. Экологическая Проверка.
– Есть ли какие-то части моей личности, которые возражают против трех новых 
выбранных вариантов поведения?
Если "Да":
– Пусть все части, имеющие что-либо против трех новых вариантов поведения, 
сообщат о своих намереньях Творческой Части, а она начнет придумывать новые 
варианты поведения вместо Х, удовлетворяющие намереньям как части А, так и всех 
этих частей. Часть А же выберет те три, которые будут более эффективны, чем Х. 
После выбора каждого варианта поведения просьба сообщать “Да”.
– Есть ли какие-то части моей личности, которые возражают против этих трех 
новых выбранных вариантов поведения?
6. Ответственность.
– Согласна ли часть А взять ответственность использовать три новых варианта 
поведения вместо Х, учитывая, что они  более эффективны?
Если нет, то можно предложить ей “взять ответственность попробовать в течении 
месяца (недели, трех месяцев) использовать эти новые варианты поведения вместо 
"Х".

Стратегия гениальности Уолта Диснея.
Во время работы вы будете в нескольких состояниях.
Мечтатель.
У вас три стула. На одном из них вы Мечтатель. Вы мечтаете на всю мощь, на 
которую способны. И вы рассказываете, как выглядит ваша мечта. Мечтатель – 
Визуал. 
Еще раз повторяю, что вы мечтаете о результате, о своей цели, а не о том, как 
ее достигать.  Вы представляете себе, как выглядит то, что вы хотите получить. 
И чем больше самых ярких и красочных подробностей, тем лучше.
Реализатор.
После этого вы садитесь на соседний стул и думаете о том, как все это 
реализовать и сто вы чувствуете по этому поводу. Здесь вы – Реализатор. Человек,
 который все это будет делать. И здесь вы стараетесь находится в области 
ощущений, быть Кинестетиком.
Реализатор думает о том, КАК достигается тот результат, о котором так красиво 
мечтал Мечтатель. Что нужно сделать на этом пути, какие действия и в какой 
последовательности.
Критик.
Вы садитесь на следующий стул, и рассказываете о том, что вы по этому поводу 
думаете и как вы все это оцениваете. Здесь вы Критик. И ваше оружие – 
внутренний диалог.
Как вы понимаете, критиковать можно по разному. Я бы рекомендовал вас 
воздержаться от огульной критики. Говорите конструктивно. Здесь ваша задача 
найти слабые места и выявить ошибки и неточности. 
Наблюдатель.
Если вы выйдете за пределы круга, то вы можете стать Наблюдателем. Это человек, 
который просто собирает и анализирует сказанное. Например, после того как 
Мечтатель рассказал о том, как он представляет себе свою мечту, Наблюдатель же 
обобщает сказанное им и выделяет самое главное и проговаривает вкратце.
1. Первый круг.
Сначала вы Мечтатель и вы рассказываете о там, как вы представляете себе вашу 
цель или вашу мечту. Вы максимально фантазируете на данную тему.
Потом вы становитесь Наблюдателем и обобщаете сказанное Мечтателем.
После этого вы становитесь Реализатором и рассуждаете о том, что нужно сделать 
для реализации этой мечты или достижения этой цели.
И вы снова становитесь Наблюдателем и обобщаете сказанное уже Реализатором.
А здесь вы уже Критик и вы размышляете о том, какие минусы и препятствия есть в 
этой мечте.
И вот вы снова Наблюдатель и опять обобщаете сказанное, но уже Критиком.
2. Следующие круги.
Здесь все повторяется в той же последовательности, но Мечтатель учитывает все 
сказанное за предыдущий круг. И вы пересаживаетесь до тех пор, пока не будут 
сняты все противоречия между Мечтателем, Критиком и Реализатором.
3. Заключительный круг.
Вы точно так же последовательно становитесь Мечтателем – Реализатором – 
Критиком, в каждом состоянии проговаривая несколько фраз на тему, но не 
выходите в состояние Наблюдателя. Это нужно для того, чтобы собрать все эти 
состояния в единое целое.
4. Обобщение.
* Что произошло с вашей мечтой? Как она изменилась?
www.samorazvitie.ru		www.soblaznenie.ru
Практические тренинги общения в реальных условиях
(095) 108-05-35, 108-03-73, 446-10-67, 195-22-42


Александр Любимов. ПсихоТехнология Успеха. Часть 1. 2002 год. Стр 10





 
 [Весь Текст]
Страница: из 12
 <<-