|
внимание.
Наиболее интересное свойство субмодальностей заключается в том, что
происходит, когда вы их изменяете. Некоторые из них могут быть изменены
безнаказанно и не производят различий. Другие могут быть критическими по
отношению к отдельным воспоминаниям, и изменение их полностью меняет наше
отношение к переживанию. Обычно воздействие и смысл воспоминания или мысли в
большей степени является функцией небольшого числа критических субмодальностей,
а не содержания.
Как только событие произошло, оно закончилось, и мы никогда не сможем
вернуться назад и изменить его. После этого мы реагируем уже не на само событие,
а на свое воспоминание об этом событии, которое может быть изменено
Проведите следующий эксперимент. Вспомнив какое-нибудь приятное событие.
Убедитесь в том, что вы ассоциированы в картинке, видите ее своими собственными
глазами. Обратите внимание на свои ощущения. Теперь диссоциируйтесь. Выйдите из
своего тела и посмотрите со стороны на человека, очень похожею на вас, который
видит и слышит то, что вы видели и слышали тогда. Это почти наверняка изменит
ваше отношение к событию. Диссоциация от воспоминания лишает его своей
эмоциональной силы. Приятное воспоминание утрачивает свою прелесть, а
неприятное теряет свою боль. В будущем, когда воображение будет рисовать вам
болезненную сцену, диссоциируйтесь от нее. Чтобы получить Удовольствие от
приятных воспоминаний, убедитесь в том, что вы ассоциированы. Вы можете
изменить то, как вы думаете. Это важное положение из неписаного руководства по
использованию мозга.
Выполните следующий эксперимент по изменению способа вашего мышления и
определите, какие субмодальности являются критическими для вас.
Вернитесь мысленно к особенной эмоционально окрашенной ситуации, которую
вы можете вспомнить хорошо. Сначала осознайте визуальную часть воспоминания,
представьте себе, что вы поворачиваете ручку регулятора яркости изображения,
увеличивая и уменьшая яркость. Отметьте, какие изменения это вносит в ваше
переживание. Какая яркость оказывается для вас более предпочтительной? В конце
верните яркость в первоначальное состояние.
Далее, приблизьте образ, затем удалите его. Что при этом изменяется и
какое положение образа вам больше нравится? Верните его в то положение, в
котором он был вначале.
Теперь, если он был цветным, сделайте его черно-белым. Если же он был
черно-белым, добавьте ему цвета. Оцените изменения, какие из них лучше?
Вернитесь в исходное положение,
Далее, есть ли в нем движение? Если да, то замедляйте его до тех пор, пока
оно не остановится. Затем увеличивайте скорость. Отметьте наиболее
предпочтительную скорость и вернитесь к первоначальной.
Наконец, попробуйте изменить ассоциированное состояние на
диссоциированное и обратно.
Некоторые, а, может быть, и все изменения будут оказывать глубокое
воздействие на ваше отношение к этому воспоминанию. Вы можете захотеть оставить
воспоминание с теми значениями субмодальностей, которые вам больше понравились,
Вас могут не устраивать те субмодальности, которые мозг предоставил вам без
вашего ведома. Вы не забыли выбрать их сами?
Сейчас продолжайте свой эксперимент с другими визуальными субмодальностями
и наблюдайте за тем, что происходит. Сделайте то же самое с аудиальной и
кинестетической частями этого воспоминания.
Для большинства людей переживание будет более интенсивным и незабываемым,
если оно большое, яркое, цветное, близкое и ассоциированное. Если это так и для
вас, убедитесь, что вы храните свои хорошие воспоминания именно таким способом.
Наоборот, сделайте свои неприятные воспоминания маленькими, темными,
черно-белыми, удаленными и диссоциированными. И в том, и в другом случае
содержание воспоминания остается неизменным, изменяется лишь то, как мы его
помним. Плохие вещи случаются и имеют последствия, с которыми мы вынуждены жить,
но они не обязаны преследовать нас. Их сила, заставляющая нас чувствовать себя
плохо здесь и сейчас, имеет происхождение в том способе, которым мы думаем о
них. Существенное различие, которое следует делать, заключается в том, чтобы
находить разницу между действительно произошедшим событием и тем смыслом и
влиянием, который мы ему придаем тем способом, которым мы его помним.
Возможно, у вас есть внутренний голос, который ворчит на вас.
Сделайте его медленным. Теперь увеличьте его скорость. Поэкспериментируйте с
изменением его тона. С какой стороны он звучит?
Что произойдет, если вы перенесете его на другую сторону?
Что случится, если вы сделаете его более громким? Или более тихим?
Разговор с самим собой может быть превращен в настоящее удовольствие.
Этот голос может даже не быть вашим собственным. Если он не ваш, спросите
его, что он делает в вашей голове.
Изменение субмодальностей - это предмет субъективного переживания, которое
трудно передать словами. Теория спорна, опыт убеждает. Вы можете быть
режиссером своего собственного воображаемого фильма и можете сами решать, как
вы хотите думать, а не быть во власти репрезентаций, которые, казалось бы,
возникают сами по себе. Подобно телевизору в летний период, мозг показывает
массу повторений, многие из которых являются старыми и не очень хорошими
фильмами. Вам нет необходимости смотреть их.
Эмоции приходят откуда-то, хотя причина их появления может и не
осознаваться. Но даже если сами эмоции являются кинестетическими
репрезентациями и имеют вес, локализацию и интенсивность, у н
|
|