|
далекого грядущего – конечно, подпирая наши гипотезы всевозможными «если», «при
условии», «в том случае, когда…»
Итак, примем в качестве постулата, что наш мир не погибнет, что коридор, пройдя
критическую точку, все же начнет расширяться, что мы, рано или поздно, построим
общество, которое можно назвать «счастливым завтра» или «автоэволюционной
цивилизацией». Если этого не сделать, все дальнейшие рассуждения бессмысленны.
Ступени грядущего
В предыдущем разделе было озвучено важное замечание: есть близкое и далекое
будущее. Обратившись к прошлому, мы видим, что за пять тысячелетий письменной
истории человечества различные формации неоднократно сменяли друг друга, и
существует множество «прошлых времен»: эпоха Шумера и Древнего Царства в Египте,
эллинистический мир, эры Древнего Рима, Древнего Китая, Древней Индии, время
расцвета культур Месоамерики, Европейское Средневековье и Возрождение, период
арабской экспансии, эпоха Великих Географических Открытий и так далее, вплоть
до наших дней. Пять тысячелетий вмещают десятки, если не сотни «исторических
слоев», когда в определенном ареале планеты доминировала та или иная культура,
то или иное государственное образование, и потому, обращаясь в прошлое, мы
всегда указываем время, географические координаты и название интересующей
страны. Прогнозируя будущее – скажем, на ближайшие десять тысяч лет – мы
столкнемся с той же «слоистостью» грядущих эпох; совершенно ясно, что говорить
о будущем вообще не имеет смысла, так как через сто, пятьсот, тысячу и пять
тысяч лет наступят разные будущие.
Однако хронологическая привязка тоже бессмысленна, и в этом коренное отличие
будущего от прошлого. В прошлом мы знаем датировку важнейших событий,
определивших исторические слои – например, время монгольских завоеваний или
эпоха процветания культуры индейцев майя, а что мы можем сказать о двадцать
пятом веке? Возможно, человечество освоит ресурсы Солнечной системы, но полеты
к звездам останутся еще мечтой; возможно, такие полеты уже осуществлятся;
возможно, будут колонизированы десять или пятьдесят миров; возможно, произойдут
другие неведомые нам события. Датировать их мы не в состоянии, и значит, говоря
о разных будущих, надо привязывать их не к каким-то хронологическим рамкам, а к
конкретным достижениям в социально-политической, научной и технологической
сферах.
Какое же будущее мы с вами пытаемся исследовать? Это, безусловно, не миры
Полдня, «Магелланова облака» или «Туманности Андромеды», а гораздо более
далекая эпоха, когда человек станет почти всемогущим. Я попытался представить
этот мир в «Ливийце» (см. предыдущую главу); если же перейти от фантастики к
реальности и использовать классификацию Кардашева, то речь идет о том будущем,
когда человеческое общество вступит в длительную стабильную фазу, достигнув
рубежа между цивилизациями II и III типов. Перечислю характерные черты этой
грядущей Ойкумены:
1. Полное материальное благополучие – на уровне доступной всем роскоши.
Изобилие продуктов питания и потребительских товаров, автоматизированные
космические производства, экологически чистые технологии, полный контроль
окружающей среды, изобилие энергии.
2. Отсутствие централизованной государственной власти. Некое подобие власти в
ее современном понимании сохраняется только на муниципальном уровне, а также в
творческих и научных коллективах, в дальних экспедициях – то есть там, где она
необходима или целесообразна. Армии нет, преступности нет; генетический фонд
человечества очищен от мусора прошлых эпох.
3. Свободное перемещение в пространстве с помощью Врат в масштабах Галактики
(за неимением лучшего термина это можно назвать трансгрессией или
телепортацией).
4. Победа над старостью и болезнями, практическое бессмертие (неограниченный
срок жизни); клонирование или создание искусственных тел, в которые способен
переместиться разум. Преобразование организма, перестройка его метаболизма и
энергетики. Разделение любовного акта и функций воспроизводства потомства
(искусственное выращивание плода).
5. Отсутствие семьи и семейных связей. Вместо этого – группы лиц, объединенных
узами любви, дружбы и общих творческих или жизненных интересов.
6. Создание наряду с реальной жизнью иллюзорного существования путем
непосредственного воздействия на мозг (вероятно, погружение в виртуальное
компьютерное пространство). Использование иллюзорной жизни с целью развлечения
или познания.
7. Максимальная свобода индивида, ограниченная лишь универсальным нравственным
законом: не причинять вреда другой личности. Жизненная цель – максимальное
самовыражение, творчество, любовь, развлечения, счастье.
Это далеко не близкое будущее, и трудно сказать, когда оно наступит – через три
тысячелетия?.. через пять?.. через десять?.. Может показаться, что вообще
никогда – в том смысле, что ряд перечисленных выше достижений в принципе
нереализуемы, ибо в природе существует система запретов
[35]
. Что ж, не будет этого, будет что-то другое, совсем для нас неожиданное! Для
подтверждения этой мысли я приведу пару примеров из области «реальных чудес»,
которые готовит нам наука.
|
|