|
первом мы уже упоминали, описывая Вселенную Блиша, – это кочующая цивилизация.
Вряд ли стоит рассматривать такую экзотику, как полеты в космосе древних земных
городов, но перемещение всего человечества или его части в космические
поселения вполне возможно. Структуры типа Сферы Дайсона или Кольца,
предложенного Ларри Нивеном в романах «Мир Кольцо» и «Инженеры Кольца»
[21]
, требуют чудовищных трудозатрат при их постройке, гигантского расхода
материала и, в силу своих размеров, исключительно сложных мер безопасности
(имеется в виду защита от падения астероидов, от потоков губительной радиации и
т.д.). Кроме того, эти конструкции не мобильны – их можно переместить в другую
область пространства только вместе с центральной звездой. Я полагаю, что по
этим причинам оба проекта будут забракованы, а реальные астроинженерные
сооружения окажутся меньше – например, сферы, эллипсоиды или цилиндры размером
от ста до тысячи километров. В них будут созданы замкнутая экосистема,
безотходное производство и прочие необходимые для жизни условия. Преимущества
такого поселення перед планетарным очевидны:
– все процессы в этой искусственной среде – климатические, гравитационные,
состав атмосферы и т.д. – находятся под полным контролем, и регулировать их
гораздо проще, чем на планете;
– в то же время безопасность жизни гораздо выше. Катастрофы типа тайфунов, бурь,
наводнений, землетрясений исключаются. От внешних угроз – астероидов, комет,
вспышек сверхновых – можно защититься локальными силовыми полями или просто
перебраться в другую позицию, к другой звезде, на другой край Галактики;
– по мере роста населения или при иной нужде можно практически неограниченно
расширять жизненное пространство и производство, перемещаясь поближе к
источникам энергии и сырья;
– наконец, в таких кораблях-поселениях можно странствовать по всей Галактике,
исследуя ее в самом комфортном режиме.
Так что у кочующей цивизации есть огромные преимущества перед планетарной, и
главные из них – безопасность и мобильность.
Второй вариант, который я хочу рассмотреть, не столь тривиален и базируется на
таких произведениях, как «Назад к Мафусаилу» Бернарда Шоу и «Конец детства»
Артура Кларка. В них речь идет о том, что нынешний этап развития нашей
цивилизации и сам биологический вид гомо самиенс являются эпохой детства, если
не младенчества; со временем человек преобразуется в существо высшего порядка,
неуязвимое и могущественное, свободное и бессмертное, способное сливаться с
разумами своих собратьев и творить что угодно без орудий и машин. Словом, в
истинного повелителя Галактики – да что там Галактики!.. всего Мироздания! В
сущности, речь идет о превращении в бога, способного дыханием погасить звезду,
а щелчком пальцев сотворить жизнь на любой планете.
Если не касаться деталей наивных метаморфоз, описанных у Шоу и Кларка, а
рассмотреть проблему в принципе, мы сразу поймем, что речь идет о переносе
человеческого интеллекта с белковой ткани на другой субстрат, практически
вечный и неразрушимый, а кроме того в гигантской степени увеличивающий все
возможности разумного существа, его способность к познанию и переделке мира.
Предположим, что это будет нейтринное облако, упорядоченная структура из
кварков, еще неведомое нам поле или бог знает, что еще – конкретный носитель не
столь важен, как возникающая психологическая проблема. А она такова: захочет ли
человек слиться разумом с себе подобными и преобразиться в нейтринное божество,
потеряв свою человеческую природу? С одной стороны, бессмертие и всемогущество
так соблазнительны, а с другой, маленькие человеческие слабости и удовольствия
тоже чего-то стоят… здоровое красивое тело, опьяняющая любовь, вкусная еда,
модная одежда, всяческие развлечения… Для бога это мелочь, а для человека –
смысл жизни… Так рискнем или нет?
Мы с вами, мой читатель, скорее всего, не рискнем, но у наших потомков мнение
на этот счет будет другое. Резоны, способные подтолкнуть их к такой радикальной
трансформации, мы рассмотрим в главе 9, а сейчас я хотел бы заметить следующее.
Если некие существа в Галактике отринули свою биологическую природу и перешли
на стадию высших существ, то:
1. Это цивилизация III типа, а не наши пришельцы, существование которых мы
постулировали в главе 3.
2. Мы не наблюдаем «космических чудес»
[22]
, но это ничего не значит, поскольку деятельность цивилизации III типа нам
непонятна, а психика ее членов для нас непознаваема.
3. Относительно цивилизации III типа мы можем высказать две равновероятные
гипотезы: а) этой цивилизации нет до нас никакого дела; б) эта цивилизация
активно вмешивается в нашу жизнь, чего мы не замечаем, считая такое
вмешательство природным феноменом. Проверить справедливоcть той или другой
гипотезы мы не в состоянии.
4. Если нашим пришельцам (тем, что из главы 3) что-то известно о цивилизации
III типа, существующей в Галактике или Метагалактике, то подобная информация –
самое ценное, что мы можем выяснить из контакта с Ними. Фактически это будет
означать, что в Мироздании присутствует реальная сила божественного масштаба.
|
|