|
Выберем ровное место, воткнем один колышек в почву, привяжем к нему веревкой
другой и, натягивая веревку, опишем концом этого колышка окружность на земле.
Уложим вдоль окружности еще один кусок веревки и обрежем его; длина этого куска
равна длине окружности. Другим куском веревки измерим диаметр, а затем сравним
длину обоих кусков. Мы выясним, что большой кусок (длина окружности)
превосходит малый (диаметр) в три целых и одну седьмую раза, что является
неплохим приближением для трансцендентного числа «пи» = 3,1415… Выполнить
описанную мной работу гораздо легче, чем сделать глиняный горшок – тем более,
ученым жрецам, служителям культа.
Что касается Лудольфа ван Цейлена (1540–1610), то он вычислил число «пи» с
тридцатью пятью десятичными знаками не путем примитивных измерений, а с помощью
весьма сложной математической техники, использующей описанные и вписанные
правильные многоугольники со все возрастающим числом сторон. А вскоре, в 1593 г.
, Виет нашел выражение для «пи» в виде бесконечного произведения
тригонометрических функций. Вот такого в Египте и Двуречье точно не умели! Так
что оставим каждому веку свои достижения и не будем считать египетских и
шумерских жрецов и писцов ни гениями, ни кретинами, ни наследниками знаний
Атлантиды.
Обратимся к пункту третьему и прежде всего заметим, что теоремы не открывают, а
доказывают. Шумерским жрецам действительно была известна теорема Пифагора – как
практическое правило, которым удобно пользоваться при различных вычислениях.
Однако эту теорему в Шумере не доказали. Там вообще ничего не доказывали,
поскольку хоть математики Двуречья были искуснее египетских, но метод
математических доказательств не изобрели. А Пифагор – вернее, ученые
пифагорейской школы – таким методом владели, и это их огромное достижение
сравнительно с шумерскими предшественниками. Недаром они жили тысячу лет
спустя!
Пункт четвертый: «жрецы… решали… квадратные уравнения с несколькими
неизвестными». Это бред! Квадратное уравнение с двумя неизвестными имеет
бесконечное множество решений. В Двуречье умели решать системы из двух
уравнений, где одно уравнение было простым квадратным, а второе – простым
линейным, так что элементарной подстановкой задача сводилась к решению полного
квадратного уравнения (разумеется, с одним неизвестным). Такое уравнение
разрешимо в радикалах – то есть его корни могут быть выражены через
коэффициенты. Вывод общей формулы для корней квадратного уравнения ныне дается
в восьмом или девятом классе средней школы, но в Двуречье он не был известен;
как уже говорилось, там не имели понятия о математических выводах и
доказательствах. Существовала процедура действий, приводящих в верному
результату, и установленная не с помощью логических рассуждений, а, скорее
всего, эмпирическим (то есть опытным) путем.
Пункт пятый: «то, что они делали, надолго опережало как практические
потребности жизни, так и общий уровень знаний». Отнюдь не опережало!
Потребность в решении квадратных уравнений и задач на сложные проценты
диктовалась именно практикой, иначе любой из шумерских царей развесил бы
бездельников-жрецов на городских стенах кверху ногами. Ведь в
городах-государствах Двуречья собирали налоги, кормили отряды воинов, торговали
и занимались ростовщичеством! Как же тут обойтись без сложных процентов? А это,
между прочим, приводит к показательным уравнениям, которые решались приближенно,
с помощью подбора решения. Примеры таких задач, содержавшихся на глиняных
табличках, даны в «Кратком очерке истории математики» Дирка Стройка [7], и
некоторые проблемы формулируются удивительно по-современному: за какое время
удвоится сумма денег, ссуженная под двадцать годовых процентов?
Выходит, то, что делали жрецы для купцов и ростовщиков (разумеется, не
бесплатно), опережало практические потребности? Смелое заявление!
Теперь обратимся к утверждениям первому и шестому, которые остаются на совести
Курта Керама, превосходного писателя и журналиста, но отнюдь не ученого.
Вдобавок он опубликовал свой «роман археологии» в 1949 году, и я полагаю, что
историк Горбовский, писавший книгу почти через сорок лет, просто обязан не
слишком доверять Кераму. В делах науки (пусть даже популяризации науки) ученый
не имеет права ссылаться на романтически настроенного писателя; то, что
простительно быку, не приличествует Зевсу.
Давайте же посмотрим на исходный текст Курта Керама, на тот отрывок, где он
повествует о миллионе, неведомом европейцем, и о загадочном числе 195 955 200
000 000, с которым не смогли бы оперировать даже Декарт и Лейбниц. Я цитирую
[8]:
«Вся математика в Вавилоне основывалась на шумерской шестидесятиричной системе,
которую аккадцы скрестили с десятиричной. Возникшие из-за этого затруднения
устранялись с помощью счетных таблиц – своего рода счетных линеек древности. С
помощью такой системы счета вавилоняне сумели достигнуть удивительных
результатов. Достаточно вспомнить, что для древних греков, которые были в
какой-то степени нашими учителями и в области математики, и в области
астрономии, понятие 10 000 связывалось с понятием «тьмы народа», понятие
миллиона возникло на Западе лишь в XIX веке, а клинописный текст, найденный на
холме Куюнджик, приводит математический ряд, конечный итог которого выражается
цифрой 195 955 200 000 000, т.е. такими числами, которыми не могли оперировать
даже во времена Декарта и Лейбница».
Надо отметить, что Горбовский, излагая в своей книге этот отрывок, исправил
|
|