|
умершего.
Склеп – более или менее просторное помещение в виде пещеры с наглухо
заделываемым входом, куда ставят гробы с трупами умерших вместо того, чтобы
зарывать их в землю.
Поясним, что под мавзолеем в начале прошлого века подразумевался монумент
(погребальное сооружение), включавший камеру, где помещались останки умершего и
иногда поминальный зал. Мавзолеи были популярны в Древнем Риме и в прошлом веке
на территории соцстран. Достаточно указать, что на территории Советского Союза
их было три: Владимира Ленина в Москве, Григория Котовского в поселке
городского типа Котовский (сейчас Бирзула – населенный пункт в Одесской
области) и великого русского хирурга и анатома Николая Пирогова в Виннице. Так
же нужно указать мавзолеи в Болгарии, Югославии, Монголии, Северной Корее и
Китае. В них были похоронены основатели местных коммунистических режимов.
Интересна история строительства и использования мавзолея Григория Котовского.
Его построили в 1925 году сразу же после смерти легендарного героя Гражданской
войны. Вначале мавзолей состоял лишь из подземной части. В специально
оборудованном помещении на небольшой глубине был установлен стеклянный саркофаг,
в котором при определенной температуре и влажности сохранялось тело Котовского.
Рядом с саркофагом, на атласных подушечках хранились награды Григория
Ивановича – три ордена Боевого Красного Знамени. А чуть поодаль, на специальном
постаменте находилось почетное революционное оружие – инкрустированная
кавалерийская шашка. В 1934 году над подземной частью было воздвигнуто
фундаментальное сооружение с небольшой трибуной и барельефными композициями на
тему Гражданской войны. Так же как и у мавзолея Ленина, здесь проводились
парады и демонстрации, проводились военные присяги и прием в пионеры. К телу
Котовского был открыт доступ трудящихся.
Об этом как-то не принято говорить, но идея бальзамирования тела умершего с
целью обеспечения к нему доступа всех желающих в России была не нова. В декабре
1881 года, когда умер Николай Пирогов, его тело было забальзамировано по
изобретенной им незадолго до смерти технологии и погребено в мавзолее в д.
Вишня под Винницей (сейчас территория Украины).
Официально гробница Николая Пирогова именуется «церковь-некрополь», тело
находится ниже уровня земли в траурном зале – цокольном этаже православного
храма, в застекленном саркофаге, к которому возможен доступ желающих отдать
дань уважения памяти великого ученого. Важно отметить, что великий хирург
покоится в здании православного храма, а не мавзолея, скопированного с
культовых сооружений древних цивилизаций.
Решение о строительстве Мавзолея вместо склепа было принято в узком кругу
руководителей Советской России 22 января 1924 года, правда, свои планы они
озвучили значительно позже. Так, 27 января официальная советская пропаганда
сообщила: «Встаньте товарищи, Ильича опускают в могилу!» При этом уже
существовала первая версия – временный деревянный Мавзолей. Он имел форму куба,
увенчанного трехступенчатой пирамидой. Весной 1924 года появилась вторая версия
– к существующему сооружению были пристроены с двух сторон трибуны. Лаконичные
формы второго Мавзолея были использованы при проектировании третьего, ныне
существующего варианта из железобетона, с кирпичными стенами и облицовкой
гранитом, с отделкой мрамором, лабрадором и порфиром (был построен в
1929—1930 годах). Внутри здания находятся вестибюль и траурный зал площадью
1000 м2. В 1930 году по сторонам Мавзолея были возведены новые гостевые трибуны
и оформлены могилы у Кремлевской стены.
Все три варианта Мавзолея внешним видом и функциональностью очень напоминали
пирамиды – жертвенники индейцев Нового Света (майя, атцеков и др.). При этом
нужно учитывать важный факт – у представителей этих цивилизаций весь уклад
жизни был буквально пропитан магией и ритуальными человеческими
жертвоприношениями. Центральное место в этом кровавом культе занимали
ступенчатые пирамиды-жертвенники.
Выбор места для строительства Мавзолея тоже был не случайным. В Москве самым
священным и почетным местом всегда почитали Соборную площадь Кремля на вершине
Боровицкого холма с ее соборами-усыпальницами русских монархов и патриархов.
А лежащую у его подножия Красную площадь москвичи считали городским дном,
коллектором человеческих и энергетических отбросов, обителью страха и боли,
земным аналогом «Гиены огненной». Эти представления и отразились в ее
современном названии, которое символизирует огонь, кровь и необузданную похоть
одновременно.
С конца XV века Красная площадь была местом городской торговли и очагом пожаров.
Одновременно она служила местом казней, часто массовых и изуверских. Рядом со
Спасской башней стояла башня «пытошная», из которой день и ночь неслись вопли и
стоны истязуемых, ублажая слух площадного люда. Около Земского приказа
наказывали кнутом и вырывали ноздри. В средневековой Москве не было более
«развеселого» места, чем Красная площадь. Здесь торговали, играли в кости, пили
в кабаках, воровали, именно здесь скапливались бомжи и криминал (именно для
увеселения праздношатающегося люда здесь и устраивались казни). А на
Васильевском спуске вдоль стояли торговые, то есть платные, бани, которые были
не столь помывочными заведениями, сколь общедоступными борделями.
Чтобы хоть как-то облагородить это ужасное место и смягчить его гибельную
энергетику, площадь окружили храмами – возвели Покровский собор (Василия
Блаженного), Казанский, Иверскую часовню, а вдоль рва построили небольшие
церкви, которые называли церквями «на крови», но это помогало лишь отчасти.
После опустошительного пожара во время Отечественной войны 1812 года император
Александр I принял решение считать главной площадью Москвы не Красную, а
|
|