|
при этом:
— Выпрямись!
Этот приятельский жест был призван взбодрить Николу. Дядя любил, когда ему
задавали вопросы. И Никола спрашивал:
— Карловац — континентальный город, почему в его гербе две сирены и два якоря?
— Карловац — настоящий город на воде, — поднимал брови майор Бранкович. — Он
расположен не на двух реках, Купе и Коране, а фактически на четырех, потому как
тут присутствуют и Добра, и ближняя Мрежница. Наше богатство основывается на
судах, которые доставляют дерево и жито из бассейна Савы. Отсюда мы их
отправляем в порты на Адриатике. — Бранкович откашлялся и добавил: — И будем
отправлять, пока не построят дорогу от Риеки до Загреба.
Да, Карловац был городом на воде. Из теткиного окна Никола любовался затяжными
дождями.
— Может, кончится скоро? — надеялся он.
— Негде ему остановиться, — отвечала тетка.
После паводка в подвал набивались крысы.
— Все сожрали! — прибегала, стуча пятками, кухарка Мара. — Даже связку горького
перца!
Волчонок из Лики называл равнину «крысиной землей». Он научился убивать
озлившихся крыс из рогатки. Крысолов печальным взглядом следил за нескончаемым
дождем и скучал по Лике. Там вместо варева из капусты с вяленой бараниной
весной была ягнятина с крупно порезанной картошкой. Не хватало ему лепешки,
испеченной на углях. Не хватало круглого хлеба и круглого сыра. Не хватало ему
упрямого ветра, местной шапки и маков в садах.
Не хватало ему и сестер, Марицы, Милки и Ангелины.
— Разве тебе плохо в Карловаце? — спрашивали его в письмах сестры.
— Да нет, хорошо, — отвечал Никола.
В Карловаце он штудировал языки, а в разговорах с Бранковичем постигал историю.
— На-ка, посмотри это. — Дядя протягивал Николе книги о Бенвенуто Челлини,
Лоренцо Великолепном, принцах, папах, кондотьерах, Сикстинской капелле и
несовершенной ноге Давидовой.
Тонкие дядюшкины рекомендации результатов не принесли. После трехлетнего поста
в его доме искусство у Николы стало ассоциироваться с голодом.
В свое время майор подружился в Вене с антикваром Иегудой Альтарком. В
результате торгов с ним у Бранковича появилась небольшая коллекция произведений
искусства. Майор демонстрировал Николе чешский хрусталь и немецкие броши с
нарисованными на них глазами. Картины в коллекции Бранковича метафорически
изображали суетность, тщету. На полотнах так называемая двойная особа (за
недостатком фантазии) улыбалась левой половиной лица с персиковой кожей, в то
время как правая представляла собой голый череп. Эти картины лишний раз
подтверждали мысль Николы о том, что искусство — всего лишь маска, скрывающая
голод, ведущий к смерти.
— Ну и змея! — поминал старый товарищ Моя Медич Николину тетку.
Тетка выгнала грудастую Мару без рекомендательного письма и наняла старую
Ружицу.
— Рыба готова, как только у нее в духовке глаз лопнет, — инструктировала ее
тетка.
Однажды при Николе она влепила старой кухарке пощечину.
— Намажь мне на хлеб маслица! — просил Ружицу Никола.
— Госпожа не разрешает, — отвечала Ружица в нос.
Кая Бранкович любила говорить «бог с тобой» и «в общем-то». Под маской кротости
скрывалась особа, с которой ни о чем нельзя было договориться. Да, в общении с
племянником она сознательно выдерживала строгую дистанцию, но все-таки
заботилась о нем. В салоне Каи Бранкович в Карловаце царил белоснежный рояль.
Здесь бывал местный аптекарь с трогательно глупой женой. Приходил и Якоб Шашель,
всемирный путешественник… Заглядывал православный поп Анастасиевич с двумя
прелестными дочками. Служанка в нос объявляла ужин. А за ужином дядя подавлял
гостей рассказами о том, как в битве при Сольферино под ним убили коня и как
вовремя он ушел в отставку, чтобы «не позориться в войне с пруссаками». Над
столом шипела газовая люстра. Гости позвякивали столовыми приборами. Аптекарша
нашептывала Шашелю, что герой битвы при Сольферино боится своей жены.
Потом все падали в обитые гобеленом кресла, и госпожа Анастасиевич начинала
тревожить клавиатуру.
Во время гастролей немецкой оперной труппы в Карловаце вся компания отправилась
на «Волшебную флейту». Дядя убедил тетку взять с собой Николу. В этой опере
Зарастро ненастной ночью, в сполохах молний, вырезает волшебную флейту.
Папагено спрашивали, не ищет ли он истину.
— Нет! — отвечал Папагено. — Мне достаточно еды, питья и крепкого сна.
Голодному Николе тоже хватило бы для счастья еды и питья в нормальных
количествах. Фотографии того времени изображают угловатого юношу с прической,
которую позже прославил Тарзан. Тетка постоянно контролировала его.
— Почему у тебя тройка по рисованию? — спрашивала она.
— Не нравится мне оно.
— С кем ты дружишь?
Никола признался, что ребята в гимназии каркают, как вороны: «Да что говорить с
этим крокодилом!»; «Эй, ты, мрачный тип!»; «Да ты псих!» После каждой фразы —
восклицательный знак. Они дождаться не могли выпускных экзаменов, чтобы
побросать в воздух фуражки и перестать думать.
С кем же тут дружить?
Поразмыслив, племянник ответил:
|
|