|
Для пропаганды широко использовались новейшие технические средства. В частности,
речь идет о радио, которое получило в ту пору широкое распространение. НСДАП
владела несколькими радиостанциями, которые позволяли Гитлеру выступать уже не
перед тысячами, а перед миллионами людей. Использовалась и авиация: знаменитая
компания «Люфтганза» предоставила вождю НСДАП новейший пассажирский самолет, на
котором тот в период сменявших одна другую предвыборных кампаний летал по
Германии. «Гитлер над страной!» — восклицала по этому поводу нацистская
пропаганда. Личный самолет позволял ему в течение одного дня выступать на
трех-четырех митингах в разных городах, что было недоступно его соперникам.
Использовались и вполне традиционные методы пропаганды — листовки, газеты,
брошюры. Каждая партийная ячейка была обязана проводить постоянные собрания,
митинги, шествия, агитировать людей: Нацистские митинги приобретали черты
религиозных церемоний, что также сильнейшим образом действовало на умы
присутствовавших.
После 1933 года пропаганда изменилась: она стала, с одной стороны, более
утонченной, а с другой — более массированной. Это и неудивительно: после
прихода к власти Гитлер получил в свои руки фактически неограниченный контроль
над всеми радиостанциями и периодическими изданиями страны. Теперь у него не
было конкурентов. И перед пропагандой встает новая задача — не просто заставить
обывателя проголосовать за нацистов на выборах (этого-то теперь как раз и не
требовалось), а подчинить всю его жизнь, все его мышление гитлеровскому
государству.
В изобилии создаются различные организации, призванные охватить все стороны
жизни человека, сопровождать его с младых ногтей до глубокой старости.
Гитлерюгенд — для молодежи, Национал-социалистический женский союз — для
представительниц прекрасной половины человечества, Немецкий трудовой фронт —
для всех трудящихся, «Сила через радость» — для организации досуга немцев… Все
и не перечислишь. И все эти структуры были направлены, по сути, на достижение
одной цели — господства над душами людей — ив этом плане работали в единой
упряжке пропаганды.
Началось массовое изготовление дешевых «народных радиоприемников», которые
могли принимать только одну волну — государственное радиовещание. Ежегодно на
экраны выходило множество фильмов, пропагандирующих нацизм. Иногда открыто, как,
например, в знаменитом «Триумфе воли». Иногда — в скрытой форме, как в
многочисленных лирических комедиях. И далеко не случайно при каждой крупной
киностудии был уполномоченный от «Аненэрбе»: формально он играл роль
консультанта при съемках фильмов о древних германцах; в реальности же направлял
пропагандистскую линию в кино.
Именно «Наследие предков» провернуло огромную, почти немыслимую кампанию по
подготовке немецкого народа к новой мировой войне. Ведь предыдущая закончилась
совсем недавно, и память о страшных потерях еще была жива у каждого немца (к
слову сказать, аналогичная память у французов станет причиной их быстрого
разгрома в 1940 году). «Аненэрбе» же удалось не только победить страх людей
перед возможными тяжелыми потерями, но и заставить их поверить в то, что
альтернативы нет, что враги окружили страну со всех сторон, и бороться с ними —
священная необходимость. При этом веру в неминуемую победу немецкие солдаты
сохраняли до самого финала, до мая 1945 года. Это высшее достижение
пропагандистов рейха, имена которых по-прежнему скрыты от нас завесой тайны.
Впрочем эта завеса, как и все остальные, рано или поздно приоткроется…
РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ВЕРЫ
У нацизма были свой вождь, исторический миф, административный аппарат, своя
армия и законы. Чего ему не хватало еще? Правильно! Религии.
Гитлер ненавидел христианство. Он считал его побочным ребенком иудаизма — этой
низменной еврейской религии, вооружившись которой, евреи задумали покорить весь
мир. Современная Церковь потворствует этим грязным устремлениям; она впитала в
себя слишком много иудейского, в ней нет ничего арийского. «Следовательно, —
подводит итог Гитлер, — с такой Церковью надо покончить, А на ее место
поставить новую, истинно германскую».
Эти взгляды Гитлера поддерживал и питал Дитрих Эккарт. Один из создателей
национал-социализма, он предпочитал оставаться в тени, являясь одним из главных
учителей Гитлера. «Он будет танцевать, но это я создал ему музыку», — скажет
Эккарт на смертном одре (скончался он в 1923 году). Дитрих Эккарт начал
закладывать основы религии, которая должна была расцвести в победившем
национал-социалистическом государстве. Его дело продолжили другие — те, кто
позднее войдет в состав коллектива «Аненэрбе».
Действительно, кому, как не им, изучавшим древнюю германскую историю, культуру
и дух арийских предков, было возрождать их изначальную религию? Ту самую
ирминистическую веру, которую, по преданию, вытеснило христианство? В самом
деле, ирминизм стал лишь одной из религиозных концепций, которые обсуждались в
рамках института. Ведь их было несколько — похожих по форме, но все же довольно
сильно отличающихся друг от друга. Именно эти разногласия послужили причиной
того, что мир так и не увидел новую, нацистскую религию, которая должна была
стать антиподом христианства.
Однако это не помешало уже на ранних этапах придать религиозные черты самому
нацизму. Массовые шествия, торжественные клятвы, «соборы» из направленных в
ночное небо лучей прожекторов — все это взывало к религиозным чувствам немцев,
|
|