|
медицинские светила.
Влияние на Вольфа двух ученых оказалось весьма плодотворным. Он стал понимать
отдаваемые ему распоряжения значительно быстрее и точнее, чем раньше. Из массы
поступающих в сознание мыслей научился выделять именно ту, которая была
необходима. Абель не уставал твердить:
– Тренируйте, развивайте ваши способности! Не давайте им заглохнуть, исчезнуть
или забыться.
Один из персонажей романа Лиона Фейхтвангера «Братья Лаутензак», председатель
Психологического общества профессор Гавличек, пригласил Оскара Лаутензака для
изучения его телепатических возможностей. При этом Оскару запрещалось
заниматься телепатией за деньги – это могло причинить вред его дару, нарушить
«чистосердечность» опытов. Оскар запрет нарушил. Он упустил время для создания
книги, способной принести ему славу (правда, лишь в узком кругу ученых), но
успел набросать тезисы к ней. Если не принимать во внимание звучное и чересчур
рекламное название книги: «Величие телепатии и ее границы», то тезисы
совершенно верны, что, кстати, и подтвердил на практике Вольф Мессинг. Оскар
Лаутензак утверждал, что «подлинный талант… может читать мысли других гораздо
полнее и точнее, чем принято думать. Тот, кто обладает этой способностью,
обладает обычно и даром внушения. Хороший телепат почти всегда бывает и хорошим
гипнотизером. Однако было бы нелепым предрассудком считать, что телепат
способен вызывать умерших, предсказывать будущее и тому подобное. Всякий, кто
заявляет, что может это делать, – шарлатан».
В погоне за деньгами Оскар упустил возможность посвятить себя целиком своему
дару, не развивал его, сужал границы телепатии, исключая из ее арсенала
предсказание будущего, хотя сам в дальнейшем не раз представлял себя как
ясновидящего. Гавличек говорил ему: «Человек, читающий чужие мысли, выступая
перед широким кругом зрителей, вероятно, может неплохо заработать. Но от этого
пострадает его дарование. Мне, по крайней мере, не довелось видеть ни одного
телепата, который, выступая публично на сцене, не гнался за эффектами, а такого
рода погоня лишает вас непринужденности и чистосердечия. Какой же он
ясновидящий, если вносит в свои опыты „искусство“, преднамеренность? Чего же
тогда стоит все его чтение мыслей?»
Лион Фейхтвангер, без сомнения, повидал на своем веку множество телепатов.
Советский писатель Константин Федин встретил одного из них даже на ярмарке в
Саратове. Видимо, на самом деле существовали люди, наделенные подобными
способностями, но постепенно они превращались в шарлатанов и вызывали недоверие
к телепатии как к вполне реальному явлению. Весьма любопытно, на мой взгляд,
размышление профессора Гавличека из романа Фейхтвангера о ясновидении:
«…способность ясновидения – не преимущество, а недостаток. Он (Гавличек. –
В. С.
) считал ее пережитком более ранней ступени развития человечества. Подобно
аппендиксу и копчику у человека сохранилось от тех времен, когда его
критические способности, его разум были еще слишком мало развиты, множество
атавистических, теперь уже ненужных инстинктов, сохранилась способность к
предчувствиям, не контролируемым рассудком».
Не будучи специалистом, не стану комментировать интересное и столь же спорное
предположение Лиона Фейхтвангера и возвращусь к Вольфу Мессингу, точно
следующему советам профессоров Абеля и Шмидта. По их предложению «в свободные
четыре дня недели я ходил на берлинские базары. Вдоль прилавков с овощами,
картофелем и мясом стояли краснощекие молодые крестьянки и толстые пожилые
женщины из окрестных сел. Покупатели были редки, и в ожидании их многие
продавцы сидели, задумавшись о своем. Я… „прослушивал“ простые и неспешные
мысли немецких крестьян о хозяйстве, о судьбе дочери, неудачно вышедшей замуж,
о ценах на продукты, которые упрямо не растут… Но мне надо было не только
„слышать“ эти мысли, но и проверить, насколько правильно мое восприятие. И в
сомнительных случаях я подходил к прилавку и говорил, проникновенно глядя в
глаза:
– Не волнуйся… Дочка не забудет подоить коров и дать корм поросятам… Она хоть и
маленькая еще у тебя, но крепкая и смышленая.
Ошеломленный всплеск руками, восклицания удивления убеждали меня, что я не
ошибся».
Поражает целеустремленность юного Вольфа, одержимость, с какой он пытается
познать свои способности. За этим, помимо честолюбия, кроется свойство
истинного творца, в данном случае созидателя самого себя как личности.
«Абель научил меня… способности выключать силой воли то или иное ощущение.
Когда я почувствовал, что научился вполне владеть собою, я начал выступать в
варьете Зимнего театра – Винтергартене… в роли факира. Заставлял себя не
чувствовать боль, когда мне кололи иглами грудь, насквозь прокалывали иглою
шею…»
Через многие годы, уже находясь в СССР, Вольф Мессинг смеялся, читая умную и
«грустно-веселую» повесть Всеволода Иванова «Приключение факира». Замечательный
и до удивления наблюдательный писатель, к сожалению недостаточно оцененный
современниками и потомками, в своих произведениях старался описать жизнь в ее
самых различных проявлениях. Не прошел он и мимо выступления Вольфа Мессинга:
«В заключение на сцену выходил артист, одетый под миллионера. Блестящий фрак.
Цилиндр. Усыпанные перстнями руки. Золотая цепь к золотым часам, висящая на
животе. Бриллиантовые запонки… Затем на сцене появлялись разбойники. Они
„убивали миллионера“, а драгоценности его (естественно, фальшивые) раздавали
|
|