|
порог». Ряд исследователей считает, что, возможно, Пайтити и есть легендарный
город Эльдорадо. Впрочем, по другим данным, Эльдорадо располагается ближе к
Ориноко. В 1559 году испанцы, взяв индейцев-проводников, попытались его
отыскать, но экспедиция потерпела неудачу, так как Лопе де Агирре, один из
руководителей экспедиции, хотел идти только вперед, невзирая на возраставшие
трудности и здравый смысл (по этим событиям немецкий режиссер Вернер Херцог
снял фильм «Агирре: Гнев Божий»). Несмотря на то, что Эльдорадо так и не был
найден, члены экспедиции рассказывали о встреченных ими белокожих людях и о
воинственных женщинах, которых назвали амазонками.
Но если о появлении на землях майя белых людей было столько свидетельств
очевидцев, то возникает вопрос: как же так вышло, что их города никто так и не
смог найти? Не могли же эти удивительные белые боги исчезнуть так же внезапно,
как и появились? Но, по всей видимости, могли… Многие исследователи утверждают,
что вся территория Америки (особенно Южная и Центральная ее части) была некогда
пронизана сетью подземных коммуникаций – туннелей, и что под землей были
созданы целые поселения. Но про подземную Америку мы поговорим чуть позже, в
отдельной главе.
Пока же обратимся к преданиям не о живущих под землей или на земле, а
изначально обитающих на небе индейских богах. Даже «классические» добрые боги
были белокожими. Бог ацтеков и толтеков Кетцалькоатль был с белой кожей, бог
инки – Контикси Виракоча – также был светлокожим, чибча называли белого бога
Бочика, а майя – Кукулькан…
Интересно, что и легенды о появлении белых богов у многих народностей Америки
весьма похожи: из поколения в поколение индейцы передают легенду о том, как
некогда на их берегу высадились белые бородатые люди, прибывшие на больших
странных судах с лебедиными крыльями и светящимся корпусом. Одежда их была из
грубого черного материала, сами они были в коротких перчатках, а на лбу у них
были украшения в форме змеи. Именно они принесли индейцам основы знаний, законы
и вообще всю цивилизацию. Инки даже называли конкретное место обитания своего
белого бога: озеро Титикака и соседний город Тиауанако были его резиденциями.
«Они рассказали также, – пишет Сьеса де Леон, испанский священник и солдат,
ставший одним из первых хронистов, написавших о конкисте, – что на озере, на
острове в прошлые века жил народ, белый, как мы, и один местный вождь по имени
Кари со своими людьми пришел на этот остров и вел войну против этого народа и
многих убил…» В особой главе своей хроники, посвященной древним сооружениям
Тиауанако, Леон сообщает следующее: «Я спросил местных жителей, были ли эти
строения созданы во времена инков. Они посмеялись над моим вопросом и заявили,
что им доподлинно известно, что все это сделано задолго до власти инков. Они
видели на озере Титикака бородатых мужчин. Это были люди тонкого ума, пришедшие
из неведомой страны, и было их мало, и убито их много в войнах…»
Три века спустя, когда в Европе началась мода на «великую древнюю цивилизацию»,
француз Банделье начал раскопки в этих местах. Легенды были еще живы в памяти
народа, и ему рассказывали, что остров в древние времена населяли похожие на
европейцев люди, которые женились на местных женщинах, и их дети впоследствии
стали инками. Банделье записывал: «Информация, собранная в различных районах
Перу, расходится лишь в деталях… Инка Гарсиласо расспрашивал своего
царственного дядю о ранней истории Перу. Тот отвечал: «Племянник, с
удовольствием отвечу на твой вопрос, и то, что я скажу, ты навеки сохрани в
своем сердце. Знай же, что в древние времена весь этот район, тебе известный,
был покрыт лесом и зарослями, и люди жили как дикие животные – без религии и
власти, без городов и домов, без обработки земли и без одежды, ибо не умели они
выделывать ткани, чтобы сшить платье. Они жили по двое или по трое в пещерах
или расселинах скал, в гротах под землей. Они ели черепах и коренья, фрукты и
человеческое мясо. Тело свое они прикрывали листьями и шкурами животных…» И де
Леон дополняет Гарсиласо: «Непосредственно после этого появится белый человек
высокого роста, и обладал он большим авторитетом. Говорят, он во многих
поселках научил людей нормально жить. Везде они называли его одинаково –
Контикси Виракоча. И в честь него создали они храмы и воздвигли в них статуи…»»
В 1932 году археолог Беннет, производя раскопки в Тиауанако, наткнулся на
красную каменную статуэтку, изображавшую бога Контикси Виракоча, в длинном
одеянии, с бородой. Его балахон был украшен рогатыми змеями и двумя пумами –
символами высшего божества в Мексике и Перу. Беннет отмечал, что эта статуэтка
была идентична найденной на берегу озера Титикака…
Писарро, один из героев «черной легенды» конкисты, писал, что его люди, грабя и
ломая один из храмов
Куско, заметили огромную статую, изображавшую человека европейского облика в
длинном одеянии и сандалиях, «точно такого же, что рисуют испанские художники у
нас дома»…
В другом месте статую Контикси Виракоча испанцы и вовсе не стали разбивать,
посчитав, что это Святой Бартоломей чудесным образом дошел до Перу, и индейцы
создали монумент в память об этом событии. Храм с этой статуей на время избежал
общей участи быть разграбленным и уничтоженным, но потом пришли другие
конкистадоры, которые не были так мистически настроены…
Гарсиласо де ла Вега, сын инкской царицы, в своих мемуарах сообщает, что
однажды, когда он еще был ребенком, один из сановников, Ондегардо, повел его в
царскую усыпальницу, в одну из комнат дворца в Куско. Там вдоль стены лежало
несколько мумий, и сановник сообщил принцу, что это бывшие инкские императоры.
Волосы одной из мумий «были белы как снег, и Ондегардо сказал, что это мумия
Белого инки, 8-го правителя Солнца». Известно, что тот умер совсем юным, и
белизна его волос не могла быть сединой…
|
|