|
группы – «орлы», «ягуары» и «койоты», – поклонявшиеся богу войны Тецатлипоку
(«Дымящееся Зеркало»). Согласно некоторым источникам, которые, впрочем, скорее
можно отнести к художественному осмыслению событий индейцами, нежели к
документальным свидетельствам, между Топильцином – Кетцалькоатлем и
приверженцами «Дымящегося Зеркала» разгорелась борьба.
Вечно молодой и всемогущий, Тецатлипоку ассоциировался в легендах с ночью,
тьмой и священным ягуаром. Он был «невидим и неумолим, являясь людям то летящей
тенью, то ужасным чудовищем». Часто изображаемый в виде сверкающего черепа, он
получил свое имя в честь загадочного предмета, которым обладал, – Дымящегося
(или туманного) Зеркала и которое позволяло ему на большом расстоянии наблюдать
за тем, что делают люди и боги.
Тецатлипоку олицетворял силы тьмы и хищного зла, и именно он, согласно древним
мифам, начал конфликт с Кетцалькоатлем, продолжавшийся много лет. Верх брал то
один, то другой, но произошедшее в итоге космическое сражение оставило победу
на стороне сил зла, и Кетцалькоатль был изгнан. И на Юкатане, под влиянием
кошмарного культа Тескатилпоки, снова начались человеческие жертвоприношения.
По одной из легенд Кетцалькоатль оставил Тулу и добрался до побережья
Мексиканского залива, откуда на плоту из змей отправился в Тапаленн (Красную
землю), надеясь однажды вернуться и принести освобождение своему народу,
низвергнув культ Тецатлипоки и начав новую эру, когда боги вновь будут
«принимать пожертвования из цветов» и прекратят требовать человеческой крови.
Перед этим «он сжег свои дома, построенные из серебра и раковин, зарыл свои
сокровища и отплыл по Восточному морю вслед за своими соратниками, которые
обратились в ярких птиц».
Кетцалькоатль, кстати, по преданиям индейцев, был изначально против кровавых
жертвоприношений. Древние легенды гласят, что этот бог очень ругался, когда
люди занимались развратом, и осуждал некрепкие браки и то, что мужья слишком
легко расстаются со своими женами. Весьма характерная моральная позиция белого
человека, не так ли? Подобные воззрения бога можно было бы списать на
распространившееся влияние испанцев, но дело в том, что, когда эти легенды были
записаны, массовое насаждение христианства еще не началось.
Столица тольтеков в результате внутренних неурядиц была разрушена и покинута
большинством своих обитателей. В период с 1156 по 1168 год приходили все новые
и новые захватчики, и столица тольтеков была окончательно разрушена. Но, тем не
менее, память о тольтеках осталась и обросла массой легенд и преданий: сложно
найти в Мексике хоть одну индейскую королевскую династию, которая бы не
стремилась возвести свои корни к империи тольтеков и городу Тула. Город Тула
находился на территории современного мексиканского штата Идальго, и в последнее
время там ведутся интенсивные археологические раскопки, благодаря которым о
столице империи, охватывавшей всю Центральную Мексику, от Атлантического до
Тихого океана, становится известно все больше.
Во многих исторических хрониках майя доиспанских времен рассказывается о
прибытии с запада человека, носившего имя Кукулкан. Произошло это до 978 года,
и вскоре Кукулкан отвоевал Юкатан у его законных правителей, основав
собственную столицу – Чичен-Ицу. Но здесь, по всей видимости, существует
некоторая путаница, и Кукулкана «скрестили» с другими захватчиками, народом,
называемым ицы и пришедшим на полуостров уже в XIII веке. Они дали свое имя
бывшему тольтекскому поселению Чичен.
Насколько мы можем судить, Кукулкан устроил майя в качестве правителя и был
окружен истовым религиозным почитанием. Епископ де Ланда писал: «Говорят, что
он был добр, и что у него не было ни жены, ни детей, и что после его
возвращения его почитали в Мексике как одного из богов и называли
Кетцалькоатлем. На Юкатане его тоже почитали богом, поскольку он был
справедливым правителем». По мнению авторитетного исследователя майя Сильвануса
Грисвольда Морли: «Великий бог Кукулкан, или «Пернатый Змей», является «майским
аналогом ацтекского Кетцалькоатля, мексиканского бога света, образования и
культуры». В пантеоне майя он считался великим организатором, основателем
городов, автором законов и календаря. Причем его основные черты и биография
настолько реалистичны, что представляется вполне вероятным, что это – реальный
исторический персонаж, крупный законодатель и организатор, память о деяниях
которого намного пережила его, а в дальнейшем стала причиной его обожествления».
Кстати, вот как описывает со слов индейцев пришествие Кетцалькоатля и его
воинов испанский хронист Хуан де Торквемада: «У этих людей была благородная
осанка и хорошая одежда; они были одеты в длинные рубахи из черного холста, без
капюшона и воротника, с глубоким вырезом впереди, с короткими рукавами, не
доходящими до локтей… Эти последователи Кетцалькоатля были людьми великих
знаний и чрезвычайно сведущими во всяческих сложных работах».
Но вернемся, однако, к конфликту двух племен, вождей которых когда-то учили
белые боги. Тольтеки пришли сюда по морю, скорее всего, вдоль побережья залива
Кампече. Высадившись, они вошли в одну из деревень майя с разведывательной
миссией. Вскоре последовало морское сражение, но майя, вышедшие в море на
плотах, не могли противостоять боевым ладьям тольтеков. Затем сопротивление
перенеслось на сушу, и в большом сражении, около одного из крупных городов майя,
коренные обитатели этих земель снова потерпели поражение. Противостояние
закончилось человеческими жертвоприношениями, во время которых победители
приносили в жертву сердца правителей побежденного народа. А Кетцалькоатль –
«Пернатый Змей», «парит над этим местом в воздухе, ожидая обещанной ему крови».
Древний город майя, который до тольтекского вторжения назывался Уусил-Абналь
(Семь кустов), стал столицей тольтеков, своего рода напоминанием о Туле,
|
|