|
Тех, кто пришел в Канкуэн, не интересовали земные блага: более трех с половиной
тысяч кусков ценного нефрита, и даже несколько целых глыб, весьма редких для
этого камня и потому имевших в те времена баснословную стоимость, так и
остались лежать нетронутыми.
Не был украден или разбит ни один ценный предмет и во дворце. Единственное, что
сделали убийцы, – скололи изображения лиц со всех каменных фигур в Канкуэне и
повалили их на землю.
Город перестал существовать.
Что произошло с населением, мы сказать, к сожалению, не можем. Возможно, все
люди были уведены захватчиками. Это было не просто уничтожение города, это был
кровавый и жестокий ритуал, значения которого нам никогда не понять.
Канкуэн был одним из последних столпов цивилизации майя в долине реки Пасьон,
на территории нынешней Гватемалы. Но и остальная территория майя в это время
уже пребывала в запустении. Постепенно сходило на нет изготовление обелисков и
барельефов. Письмена становятся редкостью, а даты и вовсе пропадают из обихода.
Правители и даже простые жители оставляют свои города и в их жилища пришли
совсем другие люди. Пришельцы, поселившиеся в роскошных дворцах, не знали, как
ремонтировать свои новые жилища, и, видя, как те ветшают, лишь подпирали
обваливающиеся стены. На роскошных полах тронных залов они жгли костры, готовя
себе еду, но потом ушли и эти… В города пришли джунгли…
Когда пал Канкуэн, в Тикале еще возводили ритуальные постройки. Но эта иллюзия
благоденствия продолжалось недолго: всего лишь тридцать лет: последний монумент
оказался датирован 869 годом. За последующие десятилетия население городов
стремительно сокращалось, и к 1000 году классическая цивилизация майя просто
перестала существовать. Закончился Золотой век майя.
Что погнало людей прочь из городов, которые возводились кропотливым трудом их
предков столетие за столетием? Что заставило грамотных забыть письменность,
врачей бросить лечить, а ремесленников перестать делать горшки? Что произошло в
Канкуэне? И узнаем ли мы когда-нибудь ответы на эти вопросы?
В академической науке существуют две точки зрения на причины этих событий, две
гипотезы: экологическая и неэкологическая.
Экологическая гипотеза
основывается на балансе взаимоотношений человека и природы. Исследователи
считают, что со временем этот баланс был нарушен: постоянно растущее население
столкнулось с проблемой нехватки качественных почв, пригодных для земледелия, а
также с нехваткой питьевой воды. Впервые гипотеза экологического исчезновения
майя была сформулирована в 1921 году О. Ф. Куком.
Неэкологическая гипотеза
охватывает теории различного вида, начиная с завоеваний и эпидемии и заканчивая
изменением климата и прочими геокатастрофами.
В пользу версии завоевания майя другим народом говорят археологические находки
предметов, принадлежавших воинственному племени средневековой Центральной
Америки – тольтекам. Но большинство исследователей сомневаются, что эта версия
имеет право на существование. Предположение о том, что причиной кризиса
цивилизации майя стали климатические изменения, а в особенности засуха,
высказывалось геологом Геральдом Хаугом, занимающимся вопросами изменения
климата. Также некоторые ученые связывают крах цивилизации майя с концом
Теотиуакана в Центральной Мексике. Некоторые ученые полагают, что после того,
как Теотиуакан был покинут, образовав вакуум власти, имеющей воздействие и на
Юкатан, майя не смогли восполнить этот вакуум, что привело в итоге к упадку
цивилизации.
Когда изгнали «Пернатого Змея»
Наши сведения о последнем периоде великой цивилизации майя основываются, в
основном, на данных, собранных испанским епископом времен конкисты – звали его
Диего де Ланда.
Он был весьма дотошным исследователем и использовал для своих работ только
рассказы местных жителей, которые считались людьми уважаемыми и достойными
доверия, или сведения из материалов местного судопроизводства. Но, увы, даже
эти данные часто весьма путаны и противоречат друг другу. К тому же
представители знатных родов зачастую сознательно фальсифицировали собственную
историю, исходя из соображений местной политической конъюнктуры. Самым, пожалуй,
полным и наиболее ценным источником являются для нас так называемые
«Предсказания К'атунов» из Юкатана, которые содержатся в книгах, которые
известны под названием «Чилам Балам». Это название восходит к пророку майя,
который еще задолго до крушения цивилизации предсказал, что изза моря прибудут
странные люди, которые навсегда нарушат привычный ход вещей.
После того как майя оставили свои города, сюда пришел другой народ, тольтеки.
Тольтеки хотя и говорили на языке, входящем в группу языков науатль (языки
ацтеков), но уровень их развития был весьма низким. В начале X века они
воздвигли город Тула, где правил человек по имени Топильцин, претендовавший на
титул Кетцалькоатля, или «Пернатого Змея», – одного из богов тольтекской
мифологии. Весьма большое значение в жизни тольтеков играли военизированные
|
|