|
их имущество подлежало конфискации.
Наиболее богатые евреи довольно быстро переменили веру отцов. Среди них
оказались Пьер де Нострадам и Жан де Сен-Реми. (Кстати, всех новообращенных тут
же обложили тяжкими налогами.)
Перед новыми христианами открывалась широкая дорога, их гражданские права
существенно расширились.
Именно в это время Пьер де Нострадам приобрел для своего тщеславного сына
должность нотариуса в Сен-Реми. Наконец-то Жак покончил со своим непрестижным
ремеслом и рьяно приступил к новой деятельности, специализируясь на возвращении
долгов владельцам различного рода поручительств и доверенностей. Вскоре Жак
стал грозой всех неплательщиков в округе.
У нотариуса не хватало времени, чтобы заняться воспитанием и образованием
своего ребенка, и родительскую миссию с удовольствием исполняли оба деда. Пьер
де Нострадам и Жан де Сен-Реми отдавали почти все время маленькому внуку.
Мрачная обстановка в доме из-за алчности отца и скрытого мистицизма молчаливой
матери тяготила мальчика. Он рос замкнутым, никогда не участвовал в играх
сверстников. Часто по ночам один уходил из дому и в одиночестве любовался
таинственным пейзажем, залитым мертвенным лунным светом. Часами просиживал,
опершись на ствол дерева, и рассматривал небосвод, усеянный звездами.
Тайна мироздания манила Мишеля. Он часто задавал вопросы деду о небесных
светилах, откуда они взялись, почему не падают. Однажды вечером, в июле,
семилетний Мишель сидел рядом с дедом на каменной скамье около их летнего
домика. Они любовались закатом. Солнце только что скрылось за горизонтом, но
все еще оставались кроваво-красные его следы. Старый медик разглядывал быстро
темнеющее небо и объяснял внуку движение звезд.
Жан де Сен-Реми передавал жадному до знаний Мишелю свой богатый жизненный опыт,
увлекал замечательными историями из древней галльско-римской эпохи, рассказами
о прошлом их древнего городка, разрушенного вандалами в 408 году. Тем самым дед
развивал интерес к истории- и наукам. Видимо, он рано понял, что его внук
обладал уникальными способностями. Дед старался пристрастить Мишеля к медицине,
научил готовить всевозможные лекарства и снадобья. Он обучил мальчика
латинскому, греческому, еврейскому языкам, математике, физике и алхимии,
ботанике, классической литературе, а также астрономии и астрологии, которые сам
познал в совершенстве, разъяснил, как образуются внутри небесных туманностей
звезды…
Как-то Мишель, прервав урок деда, сказал, что нужно набрать плодов фиговых
деревьев и отнести домой.
Завтра их здесь не будет…
Жан де Сен-Реми с удивлением посмотрел на внука. Мальчик выглядел чрезвычайно
серьезным и сосредоточенным.
— Ну что же, — согласился он, — наберем пару корзин.
На следующее утро старик, вернувшись в летний домик, с удивлением обнаружил,
что четыре фиговых деревца лежали вырванные с корнем на грядке виноградника,
словно жертвы свирепого урагана…
Жан де Сен-Реми, став свидетелем необычайного дара прорицательства у внука,
решил познакомить его с философией — от древних мыслителей до мистиков и
колдунов.
Эту же способность ясновидения внука отметил и второй его дед, Пьер де
Нострадам. Оба старика решили уделять больше внимания воспитанию мальчика. С
этих пор они оказывали заметное влияние на дальнейшую его жизнь и образование.
Под руководством Пьера и Жана он изучал множество предметов.
Начали с «Пира» Платона, которого Мишель довольно легко одолел в оригинале.
Затем перешли к Плотину, основателю неоплатонизма, еще более усилившего
мистическое содержание философии своего предшественника. Мишелю понравилась его
мысль о том, что знание — бегство от одного одиночества к другому. Очень скоро
он на собственном опыте убедился в правоте слов философа. Особенно
заинтересовал мальчика Гераклит — мистик, провозвестник скрытой гармонии
противоположностей. Его все больше привлекала геометрическая мистика Гераклита,
утверждавшего, что Бог — это постоянная игра света и тени, смена мира и войны и
что возобновляемые циклы человеческого существования не имеют ни начала, ни
конца.
Влекли его и мистика, сочинения легендарного Гермеса Тримегиста, этого трижды
величайшего бога древних египтян, основателя тайного алхимического искусства,
его трактаты, посвященные оккультным наукам, магии и астрологии, тринадцать
заповедей «Изумрудной скрижали».
И невольно рождалось желание раскрыть то, что Бог не пожелал открыть людям. В
Библии говорилось, что Бог не открывает тайны Вселенной не потому, что Он —
эгоист, как о том твердит сатана. Просто не доверяет ненадежному, подточенному
злом сердцу человека. Только посмотрите, какие условия жизни создал для себя
человек! Живет в постоянном страхе, питает недобрые помышления, могущие
привести к вселенской беде. «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а
открытое — нам и сынам нашим до век, чтобы им исполняли его слова закона сего»,
— повторял Мишель слова из Второзакония. Но, внутренне смирясь, он хотел
познать эту тайну, вырвать ее из холодных космических глубин.
В этом не было ничего удивительного. Человек издавна задавался вопросом о
невидимых пружинах, приводящих в движение видимый мир. И во все времена
пытались найти ответ на вопрос: каковы отношения между человеком и небесными
|
|