|
Подробнее все это описано в
Вишну Пуране
(4. 24). Там говорится, что на протяжении всей Кали-юги цари и правители будут
злонравными, лживыми и порочными. Они станут причиной гибели женщин и детей.
Они будут отнимать собственность у своих подданных, а их законы будут одинаково
легко устанавливаться и низвергаться. Их благочестие будет невелико, а желания
ненасытны. Граждане будут подражать своим правителям, и варварские племена,
поддерживая таких царей, захватят власть, а более чистые народы окажутся у них
«под пятой». В далеком будущем люди, будучи не в силах выносить гнет алчных
правителей, побегут в горы, где будут рады питаться травами, плодами, кореньями,
медом и листьями или овощами. Одеждой их будет кора деревьев. Терзаемые
холодом, ветром, солнцем и дождем, они будут доживать максимум до двадцати трех
лет. В Кали-югу упадок и разложение буду'
1
усиливаться и распространяться, пока человечество не придет к своему концу.
Цари (4.38), вместо того чтобы защищать граждан, будут грабить их, под
предлогом сбора податей они станут обкрадывать дельцов и торговцев.
Обратите внимание, что между прорицаниями
Бхага-ватам
и
Вишну Пураны
есть различия, например в том, что касается предельной продолжительности жизни
людей. По мере развития Кали-юги положение будет ухудшаться. Выживать будет все
труднее, люди будут умирать все раньше. Сказано, что если нравы правителей не
изменятся, то власть в правительствах захватят бесноватые бродяги, рядящиеся в
одежды важных правительственных чиновников. Они будут стремиться к обладанию
огромными войсками и пожелают сражаться друг с другом, используя беззащитных
граждан в качестве пушечного мяса. Настоящие цари должны сами вести своих людей
в бой, однако современные правители никогда не показываются на полях сражений.
Многочисленные войны, вспыхивая в разных местах, уменьшают количество демонов,
снимая таким образом бремя с земли. Очевидно, впрочем, что цари и правители не
смогут собирать с бедного населения столько податей, сколько необходимо, чтобы
покрывать военные и прочие расходы. Поэтому правительство и военная машина
придут в упадок и начнется всеобщий хаос и террор.
Итак, без настоящего руководителя
(Бхаг.
4.14.1), искренне заботящегося об удовлетворении нужд населения, люди
деградируют и становятся неуправляемыми, как животные. Никто уже не счастлив.
Далее
(Бхаг.
4.14.3), по мере того как общество становится все более и более безбожным, люди
вообще перестают поддерживать какой-либо моральный стандарт, и тогда они
обречены на гибель.
Кроме того, в
Ману-самхитв
(7.142–144) говорится, что царь, не защищающий граждан — это мертвый царь.
Когда же правитель силен и примерно наказывает преступников, не давая им
благоденствовать, общество живет в мире и покое. Защищать граждан — обязанность
царя или правителя.
Бхагаватам
(4.14.18) поясняет: государство обязано организовать жизнь общества так, чтобы
каждый его член имел возможность духовно развиваться.
Ману-самхита
(8.21–22) описывает перспективу еще яснее, говоря, что царство, управляемое
безродными правителями, населенное безбожниками и
шудрами
(низкородными и грубыми людьми), вскоре разрушается, пораженное голодом и
болезнями.
Таким образом, мы приходим к выводу, что если люди не имеют возможности
руководствоваться законами Бога, контроль за исполнением которых возлагался бы
на благочестивых и квалифицированных правителей, тогда гражданами начинают
руководить безбожные деспоты, которые делают их жизнь все более и более жалкой.
Падение морали
Качества людей, живущих в Кали-югу, описаны во многих
Пуранах.
|
|