|
выясняет проблему связи субъективной реальности с мозговыми и телесными
процессами и предлагает для ее решения информационный подход, и дает
определения информации необходимые для этого.
Вот его положения:
1. Информация есть результат отражения (данного объекта определенной
материальной системой).
2. Информация не существует вне своего материального носителя (всегда выступает
лишь в качестве его свойства — структурного, динамического и т. д.).
3. Данный носитель информации есть ее код (информация не существует вне
определенной кодовой формы).
4. Информация инвариантна по отношению к субстратно-энергетическим и
пространственно-временным свойствам своего носителя (т. е. одна и та же для
данного класса систем информация может быть воплощена и передана разными по
указанным выше свойствам носителями; это означает, что одна и та же информация
может существовать в разных кодах).
5. Информация обладает не только формальными (синтаксическими), но также
содержательными (семантическими) и ценностными (прагматическими)
характеристиками.
6. Информация может служить фактором управления, т. е. инициировать
определенные изменения в данной системе на основе сложившейся кодовой
организации (здесь мы опираемся на понятие информационной причинности).
Приведенные положения являются, насколько нам известно, общепринятыми в нашей
философской литературе. Мы тоже принимаем эти положения с небольшим дополнением
третьего пункта. На наш взгляд разные носители могут иметь один и тот же код.
Далее Д.И. Дубровский утверждает: «Всякое явление сознания есть информация о
чем-то. Под явлением сознания имеется в виду любое актуально переживаемое
сознательное состояние, любой произвольно взятый интервал сознательного
состояния, несущий многообразные психические модальности (чувственную,
логическую, эмоциональную, волевую и т. д.). Каждый такой интервал
„содержателен“, есть отражение каких-то явлений внешнего и внутреннего мира»
(14, с.137).
Понятие информации — категориальное звено для связи ментального и физического.
Говоря о пророческом знании о будущем, мы будем говорить ниже о передаче
информации от человека из будущего человеку в прошлом.
Мы используем экстраполяцию фундаментальных физических принципов в область
исследования пророчеств. Суть метода экстраполяции, с нашей точки зрения, в
распространении знания об одной предметной области в другую, более широкую (не
обязательно качественно подобную первоначальной). Объективной основой такого
распространения служит материальное единство мира. Так экстраполируя на
пророческие явления положения теории информации, мы утверждаем идентичность
источника и приемника информации.
Мы утверждаем, что человек принимает и излучает информацию. Излученная
информация отходит в прошлое, а принимается информация из будущего. Это первое
положение нашей гипотезы.
Заметим, что существующая в эзотерической прессе гипотеза о существовании
информации в пространстве (в виде тахионных полей) и о возможности получения ее
оттуда, не согласуется с представлениями о сути информационных процессов
происходящих в мозгу человека в частности с тезисом о том, что информация
существует только в кодовом виде. Мозг человека может раскодировать только свои
собственные коды или близкие своим коды других людей, по своему истолковав их.
Теперь можно перейти к рассмотрению чисто функциональных вопросов передачи и
приема сигнала.
Тут опыт говорит нам, что передаваемый сигнал должен быть достаточно мощным и
желательно не иметь посторонних шумов. Приемник, должен быть настроен на
принимаемую частоту (хотя подобная настройка может и не иметь значения), и не
должен создавать свои собственные шумы.
Но связь только передает информацию, а не создает ее. Значит, после события
человек должен пережить всплеск активности (интеллектуальной или эмоциональной).
А до события ему желательно находиться в спокойном состоянии.
Социокультурный анализ пророчеств
Почему в обыденной жизни мы не умеем предвидеть будущее? Почему, считается, что
предвидение будущего было более свойственно людям прошлого?
Конечно, раньше люди были более доверчивыми, но причина как мне кажется не в
этом. В данном случае имеет значение появление у человека логического мышления.
Развитие интеллекта на какое-то время вытеснило древнюю приспособительную
способность.
Древние предания сохранили свидетельства, что в жизни человечества произошла
какая-то духовная катастрофа. Народы переживали потерю способности предвидеть
будущее по разному. Но отчетливо эта трагедия была зафиксирована, пожалуй,
только в Библии и в мифе о Прометее.
В первой книге Моисеевой, в «Бытие» говорится, что «обольщенные змеем, муж и
жена едят запретный плод», после чего Бог умножил скорби женщины, проклял землю
за Адама и изгнал человека из рая. Правда, Господь Бог сделал Адаму и жене его
одежды кожаные, и одел их.
Что же произошло? Из текста мы узнаем, что запретный плод дает знание. Какого
рода это знание. Люди увидели, что они наги (по всей видимости, у них
|
|