|
остальной ряд странных феноменов, описанных здесь, не могут существовать; что
они противоречат законам природы; что они пережитки прошлого и потому являются
либо обманом, либо галлюцинациями. Эти факты просто не укладываются в
представления таких людей. Когда я начал свои исследования, то же самое можно
было сказать и обо мне. В мои представления эти факты тоже не укладывались. Мои
убеждения, мои познания, моя вера в верховенство науки и законов природы – все
это не позволяло мне допустить подобного. И даже когда факты, один за другим,
наваливались на меня, не позволяя игнорировать их, даже тогда я, выражаясь
языком сэра Дэвида Брюстера, впечатленного тем, что ему показал [медиум] мистер
Хоум, „был в последнюю очередь готов поверить в духов“. Проверив множество
других объяснений, я был вынужден все их отвергнуть… Я призываю читателей не
уверовать, а просто поставить под сомнение собственную безошибочность в этом
вопросе; я призываю провести собственные исследования и терпеливо
поэкспериментировать самому, прежде чем делать скоропалительные выводы и
называть меня жертвой обмана и глупцом; я призываю с уважением отнестись к
предмету, изучению которого мы посвятили многие годы тщательных наблюдений».
Для Уоллеса эти опыты имели отношение к происхождению человека. В своей книге
«Contributions to a Theory of Natural Selection» («Вклад в теорию естественного
отбора»)(1870. P. 359). Уоллес заключает, что «высший разум направлял развитие
человека по определенному пути и с определенной целью, подобно тому как человек
направляет развитие многих животных и растений».
Воспользовавшись работами Уоллеса как отправной точкой, я в заключительных
главах «Деволюции человека» продолжил развивать ведическую альтернативу теории
Дарвина о происхождении человека. Я полагаю, что прежде чем спрашивать, откуда
произошел человек, стоит задать вопрос: «А что вообще такое человек?». Сегодня
многие ученые полагают, что человек представляет собой лишь комбинацию обычных
химических элементов. Эта точка зрения ограничивает число объяснений, которые
можно дать по поводу происхождения человека. Я полагаю, что будет более
обоснованным, опираясь на имеющиеся сейчас научные знания, начать с допущения о
том, что человек состоит из трех независимо существующих субстанций: материи,
ума и сознания (или духа). Такое допущение расширит круг возможных объяснений.
Любая цепочка научных рассуждений начинается с некоего начального строго не
доказанного допущения. В противном случае мы запутались бы в бесконечной череде
доказательств предшествующих допущений. Начальное допущение должно быть разумно
обоснованным с точки зрения известных фактов. В шестой главе я показываю, что
на основе известных фактов было бы разумным признать существование, наряду с
обычной материей, ума и сознания как отдельных составных элементов человека.
Умом я называю тонкую, но, тем не менее, материальную энергию, связанную с
человеческим организмом и способную воздействовать на обычную материю способами,
которые не могут быть объяснены современными законами физики. Доказательства
существования такого элемента, как ум, мы находим в научных исследованиях,
посвященных явлениям, которые некоторые называют «сверхъестественными» или
«парапсихологическими». Здесь нам открывается тайная история развития физики.
Как и в археологии, в физике часто имела место «фильтрация знания». Например,
каждый студент-физик слышал о Пьере и Марии Кюри, которые получили Нобелевскую
премию за открытие радия. Об этом говорится практически во всех учебниках по
начальному курсу физики. О чем же в учебниках не сказано ни слова, так это о
том, что супруги Кюри также занимались серьезными исследованиями в области
психики. Вместе с большой группой европейских ученых, среди которых были и
другие лауреаты Нобелевской премии, они исследовали сверхъестественные явления
в Париже в начале двадцатого столетия. Два года Кюри работали с итальянской
женщиной-медиумом Эусепией Палладино (есть и другие варианты написания этой
фамилии: Паладино и Паладина). Историк Анна Хурвик пишет в биографии Пьера Кюри
(1995. P. 247): «Он надеялся отыскать в спиритизме источник неведомой энергии,
которая раскрывает тайну радиоактивности… Он рассматривал эти сеансы как
научные опыты и старался фиксировать данные, составляя подробные отчеты о
каждом наблюдении. Он был по-настоящему заинтригован Эусепией Палладино». О
некоторых сеансах с Эусепией Пьер Кюри писал физику Жоржу Гюи в письме,
датированном 24 июля 1905 года: «На собрании Психологического обществе мы
провели несколько сеансов с медиумом Эусепией Палладино. Было очень интересно.
Действительно, явления, которые мы наблюдали, не казались нам какими-то
фокусами – стол вдруг поднимался над полом на метровую высоту, разные предметы
неожиданно приходили в движение, мы чувствовали прикосновения чьих-то рук,
которые то щипали, то гладили нас, и вдруг возникало какое-то свечение. Нас,
наблюдавших за происходящим в комнате, было немного. Мы все хорошо знали друг
друга, и сообщника у медиума среди нас быть не могло. Обман возможен был лишь в
том случае, если медиум обладала незаурядными магическими способностями. Но как
объяснить все эти явления, если мы сами держали ее руки и ноги, а освещения в
комнате было достаточно, чтобы видеть все, что происходит?» 14 апреля 1906 года
Пьер вновь пишет Гюи: «Мы с Марией работаем над точной дозировкой радия с
помощью его собственного излучения… Мы посетили еще несколько „сеансов“ с
Эусэпией Палладино (мы уже бывали на ее сеансах прошлым летом). В итоге, я
более не сомневаюсь в реальности этих явлений. В подобное невозможно поверить,
но это так. С этим невозможно спорить после ряда сеансов, которые проходили при
тщательном наблюдении и контроле». Он заключает: «По моему мнению, существует
совершенно новая область фактов и физических состояний пространства, о которых
мы ничего не знаем».
В моих глазах эти и многие другие факты из неизвестной истории физики
подтверждают существование связанного с человеческим организмом элемента под
названием «ум», который может воздействовать на обычную материю такими
|
|