|
Наконец, я хочу выразить свою признательность тем, благодаря кому эта книга
увидела свет. С 1984 по 1995 годы я тесно сотрудничал с Ричардом Томпсоном, и
«Деволюция человека» многим обязана бесконечным дискуссиям, которые мы вели с
ним все эти годы. Тем, кто хочет узнать о ведическом взгляде на современную
науку, следует обратиться к таким фундаментальным работам Томпсона, как
«Механистическая и немеханистическая наука»
,
«Пришельцы: Взгляд из глубины веков» и «Mysteries of the Sacred Universe»
.
С 1993 года моим ассистентом по исследованиям является Лори Эрбс, магистр
библиотековедения и в прошлом директор научно-исследовательской библиотеки в
одном из правительственных органов США. Она взяла на себя самую тяжелую
работу – подбор материала, и делала это быстро, тщательно и профессионально.
Она также отвечала за подготовку рукописи «Деволюции человека» для
предоставления в издательство. Неоценимую помощь Лори оказал Фэй Фенске,
специалист по межбиблиотечному обмену из публичной библиотеки Беллингхэма
(Вашингтон). Фэй достал много редких книг и журнальных статей. C 1993 года еще
одним помощником в моей работе является Алистер Тейлор из издательства
«Torchlight Publishing». Я благодарен международным попечителям издательства
«Бхактиведанта Бук Траст» за постоянную поддержку моих исследований и
публикаций. Особо хочу выразить свою признательность попечителю
Северо-американского отделения этого издательства, Эмилю Беке, за всестороннюю
поддержку в работе. За профессиональную помощь в наборе текста, корректуре и
разработке дизайна этой книги мне хотелось бы поблагодарить Ямараджа-даса,
Криса Глена и Молли Тоннесон. Благодарю также Гари Алексиевича за составление
предметно-именного указателя. Наконец, я благодарю Ирину Мартыненко и Юрия
Дементьева за предоставленный ими уютный дом в Ялте, где я дописал это
предисловие после своей поездки с лекциями по Украине.
Майкл Кремо, Ялта, 14 декабря 2002 года
ПРИМЕЧАНИЕ: в книге «Деволюция человека» для тех, кто не знаком с академической
системой диакритики, я привожу санскритские слова в соответствии с их звучанием.
Глава 1. Поумневшие обезьяны или падшие ангелы?
«В следующую пятницу они все убедятся, что являются обезьянами», – писал Томас
Генри Гексли своей жене Генриетте (Wendt. 1972. P. 71). Шел 1860 год, и 30 июня
Гексли должен был дискутировать с Самюэлем Вилберфорсом, оксфордским епископом.
Этой дискуссии было суждено стать одной из самых знаменитых в истории. Темой
дискуссии была теория эволюции Чарльза Дарвина.
Самюэль Вилберфорс не признавал теорию Дарвина, опубликованную годом раньше в
«Происхождении видов», и был полон решимости показать ее недостатки. Будучи
епископом англиканской церкви, Вилберфорс также немного разбирался в науке. Всю
свою жизнь он интересовался естествознанием, и к тому же, был вице-президентом
Британской ассоциации развития науки. Он также был членом руководящего совета
Лондонского геологического общества и водил знакомство с рядом ведущих ученых
своего времени, таких как геолог Чарльз Лайел, один из главных сторонников
Дарвина, и биолог Ричард Оуэн, один из самых серьезных оппонентов Дарвина.
По просьбе редактора авторитетного альманаха «Quarterly Review» Вилберфорс
написал разгромную статью, посвященную труду Дарвина «Происхождение видов». Она
не была напечатана, пока не прошли дебаты между Гексли и Вилберфорсом, но когда
статья все же появилась, Дарвин сам назвал ее «на удивление умной» (Darwin F.
1887. P. 324).
В своем очерке Вилберфорс (Wilberforce. 1860) сначала критикует Дарвина на
научной основе. В «Происхождении видов» Дарвин утверждает, что живые организмы
склонны претерпевать изменения в процессе размножения. Приведя примеры из
разведения птиц и животных, Дарвин настаивал, что за долгие периоды времени
благодаря естественному отбору такие изменения могли привести к возникновению
новых видов жизни. Однако Вилберфорс отмечает, что изменения, наблюдаемые у
разводимых голубей, собак и лошадей не являются изменениями основной структуры
этих животных – изменениями, которые необходимы для рождения новых видов
организмов. Голуби остаются голубями, собаки – собаками, а лошади – лошадьми.
Перейдя в область метафизики, Вилберфорс говорит, что такие человеческие
качества, как свободная воля и способность рассуждать, «ни в коей мере не
совместимы с унизительной идеей о неразумных предках того, кто был создан по
образу и подобию Бога».
Триумф Гексли
На проходившем 30 июня в Оксфорде заседании Британской ассоциации развития
|
|