|
за возвратившегося ацтекского гиганта — бородатого бога Кецалькоатля, по
легенде отправившегося на плоту через океан в страну Востока и обещавшего через
некоторое время вернуться из-за океана. Именно Кецалькоатль, будучи пришельцем
с Востока, еще раньше принес с собой индейцам знание металлургии и каменного
строительства. У безбородых меднолицых индейцев из поколения в поколение
передавалась эта легенда о боге-короле с белой кожей и волосами, растущими на
подбородке! «Карта сегунда» Кортеса содержит отрывок речи Монтесумы: «Мы знаем
из письмен, доставшихся нам от предков, что ни я, ни кто-либо другой,
населяющий эту страну, не являются ее коренными жителями. Мы пришли из других
земель. Мы знаем также, что ведем свой род от правителя, подчиненными которого
мы являемся; он пришёл в эту страну, он снова захотел уйти и забрать с собой
своих людей, но они уже женились на местных женщинах, построили дома и не
хотели идти с ним. И он ушёл. С тех пор мы ждем, что он когда-нибудь вернется.
Вернется как раз с той стороны, откуда пришел ты, Кортес…» Благодаря такому
неожиданному отождествлению Кортесу удалось захватить столицу огромной империи
без единого выстрела, а самого Монтесума II взять в плен. Испанцы привили
ацтекам новую религию — католицизм. Богиню Тепеяк заменили Девой Гваделупской.
Ее базилика стоит на том самом месте, где раньше поклонялись богине. Во время
религиозных праздников туземцы перед этой базиликой танцуют языческие танцы
своих предков.
Сегодняшнее население Мексики состоит из потомков испанских захватчиков и
коренных жителей. Такие слова, как «шоколад», «томат» и «чили», заимствованы из
ацтекского языка науатль, на котором сегодня мало кто из жителей говорит, так
как он оказался вытесненным испанским.
На месте нынешнего Перу обитала некогда высокоразвитая цивилизация. В городе
Тиауанаку, в Андах, жил народ, искушенный в знании астрономии, науках, ремеслах.
Этот город построен из огромных каменных блоков в I тысячелетии н. э. Вес
отдельных блоков достигает 200 т! Очень интересно было бы узнать, как аборигены
сумели не только поднимать такие глыбы, но и создавать из них удивительные по
красоте и мощи архитектурные ансамбли. Тем более что ближайшее место, откуда
можно было доставить камень, находилось в 5 км от города. Испанские завоеватели
нашли здесь на некоторых исполинских статуях литые серебряные украшения весом
до полутонны! И значительно позже здесь находили изделия из редких металлов.
Так, известный американский археолог Дж. А. Масон сообщает, что на Перуанском
нагорье им были найдены древние украшения, отлитые из платины. Металлургам
хорошо известно, что платина плавится при температуре 1730 градусов. Непонятно,
как столь высокую температуру выплавки платины могли создавать древние умельцы
в обычных плавильных печах?
Стоить заметить, что на момент прихода исполинских завоевателей жителей в
городе не было. Местные племена жили неподалеку в тростниковых шалашиках. Это
были дикие люди. Они вообще ничего не знали и не хотели знать ни об астрономии,
ни о выплавке металлов, ни об архитектуре, ни о высоком искусстве. Основной их
пищей являлись корневища водорослей. Испанский хронист С. де Леон в главе,
специально посвященной городу Тиауанаку, пишет, что расспрашивал у местных
жителей о том, кто воздвиг этот город. Ему отвечали, что то был другой народ,
бородатый и белокожий, как испанцы. Эти люди прибыли сюда на камышовых лодках
задолго до инков и осели здесь. Их вождем был Кон-Тикси Веракоча — белый гигант.
Отсюда он посылал своих бородатых подданных во все концы Перу, чтобы те учили
людей. Инок Гарсильясо расспрашивал своего дядю о ранней истории Перу. Тот
отвечал: «…в древние времена весь этот район был покрыт лесом и зарослями, и
люди жили, как дикие животные, — без религии и власти, без городов и домов, без
обработки земли и без одежды, ибо не умели они выделывать ткани, чтобы сшить
платье. Они жили по двое и по трое в пещерах или расселинах скал, в горах под
землей. Они ели черепах и коренья, фрукты и человеческое мясо… они жили, как
звери, ибо не умели жить каждый с одной женщиной… после этого появился белый
человек высокого роста — Кон-Тикси Веракоча».
Сегодня на севере Перу многие деревни живут исключительно за счет того, что им
удается награбить в древних могилах и храмах. Это их семейный бизнес.
Ограбление древних святынь имеет в Перу давнюю традицию. Еще со времен
колонизации это занятие считается весьма престижным. По приказу вице-королей
грабители раскапывали захоронения доколумбовой эпохи. Часть добычи отправлялась
в Испанию, где она шла на оплату расходов королевского двора. Сегодня бригады
грабителей возглавляет шаман. Шествуя по песку, он время от времени втыкает в
землю стальной прут и шепчет заклинания. Когда он определяет место, настает
черед копателей. Они сбрызгивают землю водкой, чтобы задобрить богов, затем
кладут в рот листья коки и щепотку извести и жуют эту адскую смесь. Если вкус
им кажется сладковатым, значит, их ждет удача. Прежде чем приступить к
раскопкам, крестьяне убивают собаку и кладут ее у гробницы. Так они ублажают
духов.
Новый расцвет бизнеса на древностях начался в 1987 г. Тогда археолог В. Альва
обнаружил в долине на севере Перу усыпальницу властителя Сипана, которого
газеты назвали «перуанским Тутанхамоном». С вертолета сегодняшний Сипан
выглядит как территория, подвергшаяся бомбардировке. Грабители выкопали в
холмах тысячи ям и штолен, некоторые из них имеют глубину до 8 м. Археологи не
имеют никаких шансов в соревновании с грабителями, чтобы по всем правилам
раскопать захоронение. Профессиональные шайки перекупщиков и полчища
археологов-любителей уже распродали по всему миру десятки тысяч статуэток,
изделий из металла, в том числе из золота и серебра. Таможенники оказываются
просто не в состоянии отличить подлинные находки от подделок «под старину»
современных ремесленников. Незаконная торговля археологическими находками
|
|