|
китайцев, майя. Запись текста велась, как у древних греков: первая строчка
писалась слева направо, вторая — справо налево, третья — снова слева направо.
Сначала дети заучивали тексты наизусть, потом чертили острой палочкой знаки на
банановых листьях. После чего учились их записывать акульим зубом на дощечках.
Но к приходу европейцев на осторове уже не осталось тех, кто бы освоил это
письмо.
Сегодня знаменитые статуи великанов стали настоящей приманкой туристов со всего
света, которые приезжают круглый год. На острове построен современный аэропорт,
процветает сувенирный бизнес. Всё население живет в достатке и комфорте. В
отличной школе, оснащённой новейшими компьютерами, учатся потомки тех, кто не
умел писать. Некоторые на острове считают, что это плохо: островитяне
становятся слабаками — «флохос». Они благодушны, безвольны и самолюбивы, потому
что живут, ни в чём не нуждаясь, и это уже стало их характерной чертой. Многие
из них, попав на материк, не выдерживают тамошней жизни и бегут обратно, на
«дармовые хлеба» туристического бизнеса. Разодетые в туземные костюмы
островитяне в туристическом бизнесе являются необходимым приложением к статуям
и самому острову.
Каменные моаи на о. Пасхи неожиданно прозрели.
Другой затерянный среди просторов Тихого океана о. Рапа располагается от о.
Пасхи примерно на таком же расстоянии, как о. Пасхи от берегов Чили, и образует
как бы форпост у юго-восточного края Полинезии. Лишь океанская ширь отделяет
мыс Горн и берега Антарктиды от этой земли, вероятно, бывшей южной оконечностью
огромного тихоокеанского материка. В окружности остров достигает 35 км. Весь
этот остров представляет собой вершину возвышающегося над поверхностью воды
вулкана, только в бывшем огнедышащем кратере, соединенном с океаном водным
перешейком, сейчас плещется океанская вода. Таким образом, внутри острова
находится большой залив, представляющий из себя идеальную бухту для
мореплавателей. На острове живут полинезийцы, чьи брачные отношения удивляют
путешественников. Женщина сама выбирает себе мужей, и столько, сколько ей
заблагорассудится и сколько сможет прокормить. Отвергает их она также, когда
захочет. Этот редкий тип семейных отношений носит название полиандрии.
В прежние времена на острове сосуществовали несколько племен. Война вспыхивала
по любому поводу. Тогда на племя обидчиков устраивалось коварное нападение.
Ночью рыли специальные ловчий ямы на дороге чужого племени. Их маскировали, а
их дно и стены усаживали острыми кольями, обращенными вверх.
Одна из достопримечательностей о. Рапа — это семь крепостей, построенных в
лучших традициях военной инженерной мысли. Размеры этих крепостей впечатляют.
Но главный вопрос: как удалось аборигенам, не имеющим архитектурных традиций,
возвести эти огромные сооружения без соответствующих инструментов, оборудования
и нужного количества рабочей силы? — остается без ответа. В надежде отыскать
ответ на этот интригующий вопрос, одна из крепостей Моронго-Ута была расчищена
Т. Хейердалом, когда он останавливался на Рапе после своей экспедиции к о.
Пасхи. Кое-что удалось найти, но только не ответ на вопрос: кто построил это
чудо? Похоже, что сделали это сами аборигены, но их потомки уже забыли, когда и
как они это сделали. Посредине главной цитадели поднимается двойная усеченная
пирамида около 20 м высотой и окружностью до 400 м. Со стороны залива, по всем
правилам фортификационного искусства, возведены дополнительные укрепления.
Земляные насыпи разделены глубокими рвами. Некоторыми чертами центральная часть
крепости напоминает ступенчатые пирамиды Саккара в Египте, Мочикас в Перу и
Теотихуакан в Мексике. Крепости заброшены несколько столетий назад. Никто из
местных жителей не может вразумительно объяснить, зачем такое количество
крепостей находится на относительно небольшом острове, затерянном в океане, и
против кого их предки держали оборону. Хейердал нашел в крепостях груды костей,
но местные жители не пожелали говорить об их происхождении. Так же, как и
повсюду в Океании, здесь считается неприличным говорить о каннибализме…
Погибших цивилизаций, чьи руины, естественно, молчат, а местные жители ничего
не знают о том, кто и когда их построил, осталось не так уж мало, несмотря на
то что дождь, ветер, песок делают изо дня в день свое привычное дело, медленно
разрушая то, что осталось и еще не разрушено людьми.
Так, бродячий охотник и путешественник А. Рендерс, вернувшись в 1867 г. из
длительных странствий по малоизвестным районам Восточной Африки, рассказывал,
что в междуречье Замбези и Лимпопо он видел руины какого-то древнего города.
Эти рассказы вызвали всеобщий смех, их приписали обычным охотничьим байкам.
Тогда в Европе было распространено мнение, что негры безнадежно отстали в своем
развитии, что они не умеют строить каменные сооружения, не знают железа и т. д.
Но вскоре немецкий геолог К. Маух, после нескольких лет поисков, в самом деле
обнаружил древнюю крепость в верховьях реки Сабы.
Местные жители называли её Зимбабве. Вся постройка располагалась на вершине
холма. Гранитные башни высотой до 15 м окружали десятиметровые стены. В
окрестностях крепости жило племя матабеле. Когда спрашивали у них, кто возводил
крепость, они лишь разводили руками. В тех местах были обнаружены и остатки
металлоплавильных печей. В них плавили золото и железо. Местные жители нередко
находили куски металла и изделий из него, но что это такое и как им
пользоваться, они не знали.
Европейцы, прослышав об открытии, посчитали, что, возможно, это та самая страна
|
|