|
Люди медного века не только не повиновались богам-олимпийцам, но и прославились
своим нечестием. Как-то Зевс решил посетить в человеческом облике царя города
Ликосура в Аркадии. Войдя во дворец, Зевс дал знамение, и все поняли, кто это
пришел, и пали ниц. Но царь Ликаон не захотел воздать Зевсу почестей и стал
издеваться над теми, кто его приветствовал. И даже решил испытать, бог ли Зевс.
Он убил заложника, а часть его тела сварил, часть изжарил и предложил
громовержцу. Тот, страшно рассердившись, ударом молнии разрушил дворец Ликаона,
а его самого превратил в волка.
Но даже после этого люди не стали более благочестивы, и Зевс решил уничтожить
весь людской род. Он решил устроить Всемирный потоп, и для этого наслал на
землю сильнейший ливень, запретил дуть всем ветрам, и лишь влажный южный ветер
Нот гнал по небу темные дождевые тучи. Сначала реки просто вышли из берегов, но
уже вскоре бурные воды накрыли дома, потом крепостные стены, и над водой
осталась лишь двуглавая вершина Парнаса. Из всего человеческого рода спаслись
лишь двое: Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра. Девкалион по совету
своего отца построил огромный ящик, положил в него достаточно съестных припасов,
и девять дней и ночей ящик носило по водам, пока не прибило к Парнасу. Ливень
прекратился, Девкалион и Пирра вышли из ящика и принесли благодарственную
жертву Зевсу. Вода стала отступать, и обнажилась земля, абсолютно опустошенная.
Вода смыла с нее не только все постройки, но и сады и поля. Зевс послал к
Девкалиону Гермеса и пообещал исполнить любое его желание. Тот же попросил,
чтобы земля была снова заселена людьми. Зевс велел Девкалиону и Пирре набрать
камней и бросать через голову, не оборачиваясь. Те из камней, которые бросал
Девкалион, превратились в мужчин, а те, которые бросала Пирра, – в женщин.
Новый род людей произошел из камня (хотя очередной век, как вы помните, был
назван железным).
Но отнюдь не все греки вели свою родословную от камней. Некоторые племена
считали себя автохтонами, то есть возникшими из земли. Фиванцы, например,
думали, что они произошли из зубов убитого финикийцем Кадмом дракона, которые
он посеял в землю.
Легенды Древнего Египта
Египет, как и Греция, в начале нашей эры вошел в состав Римской империи.
Верования этого народа о происхождении мира более разрозненны и противоречивы,
нежели у древних греков. Также, в отличие от греческих, египетские легенды были
во многом реконструированы на основе более поздних текстов. Считается, что
египетская мифология начала формироваться в VI–IV тысячелетии до нашей эры, и в
каждой области складывался не только свой пантеон богов, но и свои легенды. Но
так называемый Великий пантеон богов или Эннеаду почитали везде, хотя и в
различных формах.
Пта
Верховным божеством изначально в Египте считался Пта (Птах), творец земного
мира, бог правды и порядка, но позднее возникло несколько религиозных центров:
в Мемфисе – храм Пта, в Фивах – Амона и в Гелиополе – бога Ра. В третьем
тысячелетии до нашей эры возобладала гелиопольская система – Эннеада. Основными
божествами в ней считались Ра и Гор (олицетворение живого фараона). Также
почитался бог подземного царства Анубис; бог мудрости, письменности, луны и
изобретатель иероглифов Тот; а также Хапи – бог реки Нил. Всего же богов
насчитывалось более семи сотен, причем многие дублировали функции друг друга.
По мнению историков, первая египетская версия происхождения мира возникла
незадолго до объединения Египта, около 3000 года до н. э.
В древнеегипетских мифах внимание сотворению человека практически не уделяется.
Хотя мифы и дают четко понять, что боги сотворили мир именно для людей, требуя
от них взамен лишь поклонения, возведения храмов и регулярных жертвоприношений.
Египтяне считали, что солнце родилось от союза земли и неба, то есть от богов
Геба (бога земли) и Нут (богини неба). Бог солнца Ра рождается каждое утро,
выходя из чрева Нут, и каждый вечер снова там скрывается. Как уже было сказано,
в разных областях Египта были разные воззрения на происхождение мира, и каждый
из культовых центров – Гелиополь, Гермополис и Мемфис – объявлял создателем
мира своего бога, называя его отцом всех других богов.
Но были и общие воззрения.
Считалось, например, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в
вечную тьму. И лишь свет, воплощением которого являлось солнце, помог этот хаос
преодолеть. Из водной глади появился поначалу небольшой остров, который по
отступлении воды делался все больше и больше. Тут можно провести параллель с
ежегодным разливом Нила, который, как мы уже знаем, также почитался как бог. То
есть каждый год египтяне видели прообраз создания земли.
В Гелиополе создателем мира считали бога солнца Ра, отождествленного с другими
богами-творцами: Атумом (в переводе значит «Совершенный») и Хепри (что можно
перевести как «Тот, кто приводит к появлению, началу»). Практически Святая
Троица. И понять внутренние взаимоотношения этих трех богов так же сложно, как
и вникнуть, как относятся друг к другу христианские Бог Отец, Бог Сын и Бог
Святой Дух. Атум изображался в облике человека, а Хепри – в виде скарабея.
Это дает повод говорить о том, что Хепри – бог более древний и корни его
появления восходят к тем временам, когда богам придавали облик животных.
|
|