|
всему живому. Он вызывал бури, землетрясения и извержения, а вместе с Ехидной,
полуженщиной-полузмеей, породил двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера,
Лернейскую гидру и Химеру. Но власти богов уже ничто не угрожало: Зевс взял
себе небо, Посейдон – море, а Аид – подземное царство мертвых. Землю же боги
оставили в общем владении. Зевс стал среди богов первым среди равных.
Вход на Олимп охраняли три прекрасные оры, поднимая и опуская (когда боги
нисходят на землю или возвращаются в свою обитель) закрывающее врата обители
богов густое облако.
В обители богов нет ни дождя, ни снега и царит вечное лето. Отсюда Зевс
руководит миром, и добро со злом находятся в его руках. Сохранять порядок и
следить, чтобы законы соблюдались, ему помогает богиня Фемида. Дочь Зевса,
богиня Дикэ, также наблюдает за правосудием.
Но судьбы людей определяют богини судьбы – мойры, руководствуясь повелениями
Рока, которые знают только они. Мойра Клото определяет срок жизни человека,
прядя нить его судьбы. Мойра Лахесис определяет, не глядя, жребий, который
выпадает человеку в жизни. А третья мойра, Атропос, заносит в длинный свиток
все то, что человеку назначено.
Под землей властвует брат Зевса Аид. Там протекает священная река Стикс, водами
которой клянутся даже боги. Здесь находятся души умерших, которые бесконечно
жалуются друг другу на свою безрадостную жизнь без солнца и без желаний.
Аиду, который правит царством мертвых вместе со своей женой Персефоной, служат
богини мщения эринии. С бичами и змеями они преследуют преступника, не оставляя
его в покое ни на минуту, и терзают его угрызениями совести. У трона Аида стоят
судьи царства умерших – Минос и Радамант, а также бог смерти Танат с мечом в
руках. В черном плаще, с громадными черными крыльями, он прилетает к ложу
умирающего и срезает своим мечом прядь волос с его головы, и исторгает душу.
Вместе с ним стоят керы, которые на поле боя припадают губами к ранам воинов,
жадно пьют горячую кровь и вырывают из тел души. Также у трона Аида восседает и
прекрасный юный бог сна Гипнос.
Греческие боги, как и еще множество ранних богов человечества, о которых я
расскажу позже, не отделяли себя от людей неприступной стеной, а наравне с ними,
насколько, естественно, такое равенство возможно, принимали участие в земных
делах.
Бог или боги стали кем-то недостижимым, возвышенным объектом молитв, гораздо
позже, с началом эры христианства или ислама. Даже в библейском Ветхом Завете
Бог частенько спускается с небес, чтобы отдать приказания избранным. Столь
разительные изменения в божественном поведении, вернее, изменение роли богов в
мифах, можно объяснить множеством факторов, но некоторые исследователи приходят
к выводу, что богами наши предки считали некую более развитую цивилизацию, с
какой-то целью колонизировавшую Землю. Немного ниже в книге мы с вами подробнее
обсудим эту версию, пока же вернемся к древнегреческой мифологии.
Боги принимали участие в людских делах, не только «руководя с Олимпа». Например,
в Дельфах располагалось святилище Аполлона, где жрица-пифия давала
предсказания. Предсказания, которые, по отзывам современников, весьма часто
сбывались. Насколько тут возможно говорить о паранормальных способностях –
неизвестно, но стоит, пожалуй, сказать о мудрости жрицы: предсказание, данное
царю Лидии Крезу во время его войны с Персией, звучало как: «Если ты перейдешь
реку Галис, то погубишь великое царство». Крез, обрадовавшись, отправился
губить царство. Но царство, которое погибло в результате войны, оказалось
отнюдь не персидским (Крез был побежден, а его страна – разорена). Тем не менее
предсказание сбылось.
Но, помимо советов, даваемых через жрецов, были и более конкретные
вмешательства: достаточно вспомнить Прометея, укравшего для людей огонь. Образ
высшего существа, благоволившего к людям, есть в мифах очень многих народов.
Некий бог не только крадет для людей огонь, но предупреждает обреченный на
гибель людской род о задуманном остальными богами всемирном потопе.
Аполлон
Но все-таки вернемся к Аполлону. Первоначально он считался богом, охраняющим
стада. Вскоре он стал богом света, а позднее и покровителем переселенцев,
греческих колоний, а также покровителем искусства. По легенде, он родился на
острове Делос. Его мать Латона, преследуемая посланным Герой драконом Пифоном и
беременная от Зевса, скиталась по свету, пока не пришла на Делос.
Сын Аполлона Асклепий – бог врачей и врачебного искусства, прославился тем, что
даже умерших возвращал к жизни. Вот и еще одно божественное вмешательство в
людские дела. Или просто чудеса неизвестной древним грекам высокоразвитой
медицины?
Стоит сказать, что боги интересовали древних греков гораздо больше людей и
природы, и потому рассказов из их жизни дошло до нас множество. Проводить
различные, порою весьма любопытные параллели можно, пожалуй, бесконечно, но
остановимся. Расскажем только пару вещей, которые, как нам кажется, имеют
прямое отношение к теме нашей книги. Одна из них – легенда о Фаэтоне.
Сын Солнца-Гелиоса от Климены, дочери морской богини Фетиды, Фаэтон беседовал
однажды с сыном громовержца Зевса Эпафом. Тот, насмехаясь над ним, заметил:
– Ты – сын простого смертного. Мать твоя обманывает тебя! Я не верю в то, что
ты сын бога!
Фаэтон сначала отправился к матери, а потом и к отцу, Гелиосу, и попросил того
рассеять сомнения. Гелиос обнял Фаэтона и, поклявшись водами Стикса, подтвердил
его происхождение и пообещал, видя, что тот расстроен, исполнить любое его
|
|