|
науки, а психологии. Наука же порою умеет признавать свои ошибки. Но не всегда
– об этом мы поговорим в следующей главе, а пока вернемся к Дарвину и обезьянам.
Один лишь человек стал двуногим, писал Дарвин, и этому он обязан в весьма
значительной мере тем, что кисти и стопы обезьян, его предков,
дифференцировались в разных направлениях еще при их жизни на деревьях. А
прямохождение неизбежно повлекло за собой усиление и ускорение процесса
дифференциации конечностей, что и привело к преобразованию полуопорной,
полухватательной стопы обезьяны в чисто опорную стопу человека.
Главными факторами превращения обезьяны в человека, по Дарвину, были
естественный отбор, влияние упражнения или неупражнения, половой отбор; к ним
присоединялись изменчивость, влияние внешней среды, размножение,
наследственность, соотносительные изменения и другие, еще не открытые факторы.
Дарвин как биолог осветил вопрос о происхождении человека преимущественно с
точки зрения биологических закономерностей и весьма преувеличил их значение. Но
он подчеркивал и огромное различие между человеком и даже человекообразной
обезьяной. Хотя так и не смог дать четкого представления о процессе
антропогенеза как резко отличном от биологической эволюции обезьян и всех
других животных.
Для объяснения эволюции человека Дарвин старался привлечь моменты социального
характера и много внимания уделял, например, анализу вопроса о влиянии
общественных привычек человека на развитие нравственного чувства, чувства долга
и многих других отличительных качеств человека.
Дарвин был обеспокоен отсутствием переходных форм, что могло при должном усилии
оппонентов стать крахом его теории, но он относил эту нехватку к неполноте
геологической летописи. Он не знал, что в 1865 году австро-чешский
естествоиспытатель аббат Грегор Мендель (1822–1884) открыл законы
наследственности, по которым наследственный признак не «растворяется» в ряду
поколений, а переходит (в случае рецессивности) в гетерозиготное состояние и
может быть размножен в популяционной среде.
Переоткрытие законов Менделя произошло только в 1900 году почти одновременно в
трех странах: Голландии (Гуго де Фриз, 1848–1935), Германии (Карл Эрих Корренс,
1864–1933) и Австрии (Эрих фон Чермак, 1871–1962). Таким образом, теория
Дарвина получила еще одно подтверждение. Но у нее все равно оставалось
множество противников.
Скандальные судебные процессы
Несмотря на то что большинство биологов не сомневаются в существовании
биологической эволюции как феномена, часть верующих ряда религий находят
некоторые положения эволюционной биологии противоречащими их религиозным
убеждениям. В связи с этим теория Дарвина во многих местах встречала
ожесточенное сопротивление. Порою дело доходило даже до уголовных санкций за
преподавание эволюционного учения.
Широко известен, например, «обезьяний процесс» в США в 1925 году. Тогда молодой
преподаватель средней школы Джон Скоупс был обвинен в нарушении закона,
запрещавшего преподавать теорию эволюции Дарвина, который к 1925 году
действовал в пятнадцати штатах.
Но все-таки с «обезьяньим процессом» все было не так просто. Его инициатором
стал аптекарь Фред Робинсон из крошечного городка Дейтон, штат Теннесси.
Экономика Америки в то время стагнировала, и у Робинсона и нескольких его
товарищей возникла идея, что какое-нибудь шумное судебное дело позволит
привлечь внимание общественности, туристов и инвесторов к небольшому городку.
Джон Скоупс, 24-летний тренер школьной футбольной команды, время от времени
замещающий учителя биологии, принял предложение предпринимателей Дейтона
поучаствовать в процессе. Был подан иск по поводу правомерности закона,
запрещавшего «преподавать любую теорию, которая отрицает историю божественного
создания человека, которая описана в Библии, и учить вместо этого тому, что
человек произошел от более низкого класса животных».
Процесс действительно стал суперпопулярным шоу. Накануне суда, 10 июля 1925
года, улицы Дейтона украсили плакаты, члены антиэволюционной лиги продавали
книги Т. Мартина «Ад и средняя школа», на главной улице выступали шимпанзе,
которые якобы должны были свидетельствовать в ходе процесса. В зале суда
собралась почти тысяча человек, а на всю Америку шла прямая трансляция по радио.
Присяжные были белыми мужчинами, большинство – не слишком образованными
фермерами, и лишь один из них заявил, что не посещает церковь.
Обвинения представлял Уильям Дженнингс Брайан, крупный политик национального
масштаба, участник четырех президентских кампаний, госсекретарь в кабинете
Вудро Вильсона и убежденный противник дарвинизма. Защиту Скоупса вел Кларенс
Дэрроу, которого до сих пор аттестуют как лучшего американского адвоката XX
столетия.
Суд отклонил требование защиты о вызове в качестве свидетелей ученых, и Дэрроу
пригласил на свидетельскую кафедру самого Брайана. Он стал задавать обвинителю
каверзные вопросы, которые должны были продемонстрировать несостоятельность
Священного Писания. Но в итоге Скоупс все равно был признан виновным и
приговорен к уплате минимального штрафа в 100 долларов. Дэрроу подал апелляцию
в верховный суд штата, и тот из-за процессуальных нарушений отменил приговор.
Брайан, отстаивая свою точку зрения, видимо, переволновался и через пять дней
|
|